Лубянско-католический детектив. «Новая-Европа» разобралась, зачем католические священники давали взятку офицерам ФСБ — Новая газета Европа
СюжетыОбщество

Лубянско-католический детектив

«Новая-Европа» разобралась, зачем католические священники давали взятку офицерам ФСБ

Лубянско-католический детектив

Иллюстрация: «Новая газета Европа»

Необычное дело о взятке, полученной полковниками ФСБ от московских католических священников, принято к рассмотрению судом апелляционной инстанции — Вторым Западным окружным военным судом в Москве. В августе суд первой инстанции признал офицеров виновными, разжаловал их и приговорил к нескольким годам колонии строгого режима. Но священников к какой-либо ответственности привлекать не стали. «Новая-Европа» разбирается в истории с элитной недвижимостью, которая непосредственно предшествовала даче взятки.

Заместитель председателя 235-го гарнизонного военного суда в Москве судья Артем Карпов приговорил 5 августа полковников ФСБ (теперь уже бывших) Евгения Лобанова и Дениса Карманова к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима за получение взятки в особо крупном размере. Федеральные СМИ (в частности, ТАСС) сообщили о приговоре, который не вступил в законную силу и был обжалован осужденными, только 17 августа. В суд апелляционной инстанции материалы дела поступили 30 августа. Согласно этим материалам, Лобанов и Карманов получили от католических священников 19 984 680 рублей — «за покровительство в системе арбитражных судов и органах государственной власти». Часть суммы была выплачена рублями, а часть — валютой, причем наличные были обнаружены по месту жительства осужденных при обыске.

Кем могли быть эти священники-взяткодатели, какие услуги они могли оплачивать и при чем тут элитная недвижимость на Лубянке?

Предыстория

Источники в курии католической архиепархии Божией Матери в Москве рассказали «Новой-Европа», что поводом для дачи взяток чекистам могло быть решение вопроса о комплексе зданий в Милютинском переулке, примыкающем к Лубянке, буквально в 1 км от Кремля. Комплекс, центральный элемент которого — перестроенный до неузнаваемости костел святых Петра и Павла, был сооружен в XIX в. католической общиной Москвы и по праву должен быть возвращен ей. Но недвижимость здесь стоит так дорого, что решение вопроса тянется уже более 30 лет, и десятки судебных процессов, через которые за это время прошла католическая община, так и не приносят желаемого результата. Видя неэффективность судебной машины, лидеры общины испытывают соблазн воспользоваться заманчивыми предложениями соседей в штатском.

Материалы процесса в военном суде закрыты, но сами московские католики предполагают, что на роль потерпевших тут больше всего похожи эконом архиепархии и настоятель храма св. Людовика на Малой Лубянке (где временно, уже 33 года, совершает свои богослужения община храма святых Петра и Павла) священник Вячеслав Горохов и администратор многострадального комплекса в Милютинском переулке священник Дмитрий Мишенев. Приход Петра и Павла считается преемником самой первой католической общины Москвы, переговоры о создании которой вел еще с Иваном Грозным папский легат иезуит Антонио Поссевино. Но старомосковская веронетерпимость была столь велика, что первый деревянный католический храм (посвященный именно этим апостолам) появился в Немецкой слободе лишь в конце XVII в.; он был доступен только иностранцам, приглашенным на службу Петром Первым. В начале XIX в. изрядно разросшаяся община переместилась на Лубянку, где в 1839 г. по проекту архитектора Жилярди началось строительство храма святых Петра и Павла. Он был освящен спустя шесть лет, а впоследствии вокруг него вырос целый католический городок — богадельня, библиотека, благотворительное общество, школа, училище, дом причта. Прихожанами храма были знаменитые доктор Гааз и поэт Владислав Ходасевич, а перед самой революцией в нем венчался классик белорусской литературы Янка Купала.

Храм Святого Людовика Французского. Фото: A.Savin /  Wikimedia  (CC BY-SA 3.0)

Храм Святого Людовика Французского. Фото: A.Savin / Wikimedia (CC BY-SA 3.0)

Католический городок «национализировали» в 1918-м, а сам храм продержался то ли до 1933-го, то ли до 1937 г. Сразу после Второй мировой войны в нем разместился институт угольного машиностроения «Гипроуглемаш». После приватизации начала 90-х «Гипроуглемаш» открыл бизнес-центр «Милютинский-18», помещения которого сдаются разным коммерческим структурам. Власти Москвы долго и упорно игнорировали решения судов о возвращении законным владельцам имущества религиозного назначения (по соответствующему закону 2010 г.), поскольку в законе идет речь об имуществе, находящемся в государственной или муниципальной, а не в корпоративной или частной собственности.

Все эти годы община храма, зарегистрированная еще в 1991 г., делит помещение с соседним приходом св. Людовика Французского — единственным не закрывавшемся при советской власти католическим храмом Москвы. В 1930-е его спасло то, что настоятелем служил капеллан посольства США Леопольд Браун, а прихожанами были дипломатические работники, за которыми удобно было наблюдать прямо из окон главного здания НКВД/КГБ/ФСБ, во дворе которого стоит храм.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Просто бизнес

Устав от бесконечных боданий с городскими властями и предприимчивыми угольщиками-машиностроителями, в 2013 г. католическая архиепархия и приход в лице священника Игоря Ковалевского (он совмещал должности архиепархиального канцлера и администратора прихода) с согласия архиепископа Павла Пеции заключили договор о сотрудничестве с ЗАО «Мосинвест-Сибирь». В 2016 г. контроль над этим ЗАО перешел к ООО «Доступное жилье», единственным учредителем и гендиректором которого является некий Виталий Бородин. Согласно условиям договора, ЗАО, а затем ООО, оказывали содействие архиепархии и приходу в передаче им четырех нежилых зданий общей площадью несколько тысяч квадратных метров по адресу Милютинский переулок, 18, а взамен (в случае успеха) получали половину (50 %) от рыночной стоимости этих зданий.

Условия договора наводят на мысль, что католические функционеры, занимавшиеся борьбой за возвращение комплекса зданий в Милютинском переулке, изначально замышляли продать бо́льшую его часть.

(Средняя стоимость квадратного метра в этом районе Москвы, кстати, достигает уже миллиона рублей.) Выбор компании-помогателя тоже вызывает вопросы: в своей бухгалтерской отчетности за 2023 г. «Доступное жилье» задекларировало чистый убыток в 16 тысяч руб., а уставной капитал компании составляет всего 10 тысяч. По словам источника в архиепархии, о. Игорь Ковалевский сотрудничал с Бородиным давно и плодотворно: еще в 2008 г. они якобы реализовали медицинское оборудование, полученное в дар от итальянских католиков.

Бывший священник и администратор прихода святых Петра и Павла Игорь Ковалевский. Фото: Tatacolt /  Wikimedia  (CC BY-SA 4.0)

Бывший священник и администратор прихода святых Петра и Павла Игорь Ковалевский. Фото: Tatacolt / Wikimedia (CC BY-SA 4.0)

Итак, исполняя договор с о. Игорем, в августе 2016 г. Бородин обратился в арбитражный суд с иском к департаменту имущества Москвы, затягивающему передачу комплекса католикам. Суд иск удовлетворил в полном объеме, в результате чего 24 января 2018 г. департамент издал распоряжение «о безвозмездной передаче недвижимого имущества в собственность» приходу святых Петра и Павла. Однако на практике распоряжение было исполнено не сразу, поскольку имущество было приватизировано и не находилось в собственности города Москвы. В 2017 г. Арбитражный суд вновь обязал вернуть комплекс — на сей раз уже архиепархии. Собственник и арендаторы были выселены, частично получив компенсации от городских властей.

Формально вступив в права собственности (процесс, правда, растянулся на несколько лет), архиепархия подписала в октябре 2019 г. новый договор с «Доступным жильем», поручив ему выставить на продажу строения 1 (площадь 510 кв. м), 2 (2 834 кв. м), 3 (1 983 кв. м) и 4 (918,5 кв. м) дома 18 по Милютинскому переулку, а также земельные участки под этими строениями. Виталию Бородину была выдана доверенность на продажу от имени архиепархии. Каких-либо ремонтно-реставрационных работ в переданных зданиях епархия и приход не проводили, эксперты оценивают их состояние как «почти аварийное». Первой заявленной ценной всей этой недвижимости была сумма в 3,5 млрд рублей.

Когда информация об афере просочилась в прессу, рядовые московские католики возмутились и выступили с протестом. Прихожанин кафедрального собора Непорочного Зачатия Александр (Израиль) Землинский опубликовал в конце 2020 г. открытое письмо архиепископу Павлу Пецци — бенефициару аферы. Землинский сообщал о «крайне негативном отношении верующих к сделке» и предупреждал о грядущем «грандиозном скандале (даже не только российского масштаба)».

«Остановитесь, пока не поздно, не совершайте чудовищной ошибки, оставьте церковную собственность верующим»,

— призывал прихожанин. Позже архиепископ прислушается к этому призыву, но очень по-своему…

Кидалово

А пока процесс продажи набирал обороты. 27 июля 2021 г. Бородин сообщил архиепархии о начале торгов, поскольку интерес к покупке недвижимости высказало сразу несколько крупных покупателей, в том числе расположенная в соседних зданиях Высшая школа экономики. Однако архиепископ Пецци (вероятно, после звонка из Ватикана, до которого наконец дошел этот скандал) повел себя неожиданно: он направил Бородину уведомление об отказе от сделки и от ранее подписанных договоров. Под договорами стояла подпись о. Игоря Ковалевского, на которого давний бизнес-партнер и обрушил свои претензии. Причем в такой жесткой форме, что о. Игорю пришлось спешно бежать из России и скрываться. Одновременно архиепархия уволила его с должностей куриального канцлера и администратора прихода Петра и Павла, повесив на него всех собак.

ООО «Доступное жилье» направило архиепархии официальную претензию, в которой, в частности, указывалась сумма понесенных компанией затрат по организации торгов —- 19 млн рублей. Эта сумма удивительно совпадает с размером взятки, в получении которой от католических священников обвиняют бывших полковников ФСБ. В открытом письме архиепископу Павлу Пецци о. Игорь Ковалевский обвинил своего архипастыря в том, что тот «просто грубо «кинул» фирму», переведя все стрелки на него, о. Игоря, а это в криминальных российских реалиях представляло реальную угрозу для его жизни и здоровья.

Но все эти страсти кипят вокруг, так сказать, вспомогательных зданий при храме святых Петра и Павла, а какова же судьба самого костела — этой «величайшей католической святыни Москвы»? Если верить Росреестру, его собственником до сих пор значится некое ООО «ЛидСтрит», возглавляемое Андреем Маталыгой. Этот девелопер известен тем, что перестраивает исторические здания в центре Москвы под элитную жилую недвижимость.

Как сложилось так, что католические организации получили в собственность здания бывших школ и богаделен, но не получили сам храм, вокруг которых те построены,

— «Новой-Европа» еще предстоит разобраться. Соответствующие запросы направлены.

16 января прошлого года архиепископ Павел Пецци и его верный эконом священник Вячеслав Горохов праздновали победу — апелляционная инстанция арбитражного суда отменила решение суда первой инстанции, обязавшего архиепархию исполнить все обязательства перед ООО «Доступное жилье». Господин Бородин оказался полностью разорен. По мнению судей апелляционной инстанции, в РФ в принципе невозможно подписание договоров, устанавливающих зависимость вознаграждения от решений судов и органов госвласти. Более того, к имуществу религиозного назначения, безвозмездно возвращаемому религиозным организациям, не могут быть применены все правила и принципы коммерческого оборота. Решение апелляционной инстанции устояло и в кассации, а Верховный суд отказал Бородину в рассмотрении дела в порядке надзора (возможно, этот «успех» и приписали себе чекисты-взяточники). Так что в качестве жеста отчаяния можно рассматривать пожар, случившийся в прошлом году в помещениях дома причта и церковной школы в Милютинском переулке, но существенного урона католической недвижимости он не нанес.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петерубрге. Фото: Peterburg23 /  Wikimedia  (CC BY-SA 3.0)

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петерубрге. Фото: Peterburg23 / Wikimedia (CC BY-SA 3.0)

«Вот русская конституция!»

Тема взяток, с помощью которых католическим священникам приходится решать вопросы с церковной недвижимостью, в принципе не нова. Среди российских католиков распространено «предание» о том, как в 1995 г. пришлось уплатить 4 тысячи долларов за решение вопроса с передачей Успенского собора на 1-й Красноармейской улице в Санкт-Петербурге. То же предание гласит, что в решении вопроса самое активное участие принимал тогдашний вице-губернатор В. В. Путин.

Имена священников, которые активно помогали следствию на этот раз, официально не разглашаются, но нетрудно догадаться, что речь идет о клириках, имеющих отношение к экономическому совету архиепархии и к храмам св. Людовика и святых Петра и Павла. Со своей стороны разжалованные чекисты Лобанов и Карманов признали в судебном заседании, что взятку брали, но просили переквалифицировать их преступление в мошенничество, потому что якобы «влиять на судей и должностных лиц» не могли. Военный суд, проходивший, как водится, в закрытом режиме, с доводами подсудимых не согласился, так что, возможно, все-таки были выявлены какие-то факты воздействия Лобанова и Карманова на судей и чиновников. Бог весть.

Евгений Лобанов — вообще большой эксперт по коррупции. До своей последней работы во 2-м управлении ФСБ он курировал Управление собственной безопасности МВД России и выступал в качестве свидетеля в судебном процессе по делу взяточника-рекордсмена полковника МВД Дмитрия Захарченко, у которого конфисковали около 9 млрд рублей. Согласно материалам того дела, Лобанов участвовал в некоем застолье с Захарченко, другой участник которого — полковник ФСБ Дмитрий Сенин — бежал в Черногорию, был осужден в России за посредничество в получении взятки, но Черногория его все-таки не выдала РФ. Лобанов и Карманов приговорены к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима и к выплате более чем 39 млн рублей (каждый) — это двойная сумма полученной им взятки. Расследованием дела занималось Главное военное следственное управление СКР, но с использованием материалов того же ФСБ, с которым, очевидно, активно сотрудничали пострадавшие священники, поскольку их освободили от ответственности по ст. 291Прим. УК РФ:

«Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления». 

То, о чем мы рассказали, — лишь верхушка айсберга. «Новая-Европа» продолжит изучать материалы о коррупции с участием высшего духовенства католической церкви России.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.