«Одна минута может определить судьбу кандидата». Дебаты Камалы Харрис и Дональда Трампа — один из важнейших этапов на выборах президента США. На что они могут повлиять? — Новая газета Европа
ИнтервьюПолитика

«Одна минута может определить судьбу кандидата»

Дебаты Камалы Харрис и Дональда Трампа — один из важнейших этапов на выборах президента США. На что они могут повлиять?

«Одна минута может определить судьбу кандидата»

Билборд с рекламой предстоящих президентских дебатов между Дональдом Трампом и Камалой Харрис в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, 9 сентября 2024 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA-EFE

Наступает один из самых важных и напряженных моментов в кампании по выборам президента США — вечером 10 сентября пройдут дебаты между Камалой Харрис и Дональдом Трампом.

За два месяца — именно столько прошло после неудачного выступления президента Джо Байдена на предыдущих дебатах — произошло многое. Трамп пережил покушение, принял номинацию на пост президента от Республиканской партии, а Байден выбыл из гонки, уступив Харрис свое место. С тех пор новый кандидат от Демпартии фактически сравнялась с Трампом по всем опросам.

Почему предстоящие дебаты очень важны для американцев, какие темы, как ожидается, будут обсуждать кандидаты и какое место в дискуссии займет Россия и вторжение в Украину — «Новая-Европа» разбирается вместе с американисткой Александрой Филиппенко.

— Почему предстоящие дебаты так важны?

Александра Филиппенко

американистка

— Потому что они определят, кто такая Камала Харрис для американцев и как ее воспринимают избиратели. Большинство граждан США не знают ее так хорошо и не знакомы с ее позицией и программой.

Президентская гонка, действительно, очень напряженная. По всем опросам, кандидаты идут практически вровень: согласно опросу The New York Times, Трамп опережает Харрис на один процент — 48% против 47%. Отрыв буквально в 1–2% — в рамках статистической погрешности. И в этой напряженной гонке часть избирателей говорят, что они недостаточно знают Харрис и ее политику. Опрос NYT показал, что 31% избирателей хотели бы знать о ней больше. Для демократов дебаты — хороший способ добиться этого и показать, что она не уступает покинувшему гонку Байдену.

— Получается, что это очень важный день именно для Харрис, так как от этого будет зависеть, в какую сторону пойдет ее рейтинг?

— Да, но дебаты важны и опасны одновременно. Их смотрят очень много американцев. Но вряд ли все будут следить за ними от начала до конца, все 90 минут. Многие будут смотреть только вырезки в соцсетях и трансляциях новостных каналов. Поэтому все 90 минут дебатов очень важны — какой-то отрывок, один ответ, всего лишь одна минута могут определить судьбу кандидата.

— И Трамп, и Харрис идут практически вровень. При этом о Харрис избиратели знают мало. За счет чего у нее сейчас, до дебатов, такой высокий рейтинг?

— В первую очередь, ее знают как вице-президента. Всплеск рейтинга у нее произошел после съезда Демократической партии, как раз тогда ее официально выдвинули кандидатом в президенты. Но нужно сказать, что медовый месяц в отношениях Харрис и Демпартии уже закончился.

Такие цифры сейчас у нее благодаря демократам и молодым гражданам США, потому что только меньше 30% из них готовы поддерживать Трампа, а также благодаря латиноамериканцам и темнокожим американцам. Они готовы за нее проголосовать, и поэтому она может претендовать даже на такие штаты, как Джорджия.

Ее рейтинг также увеличивают избиратели, которые не хотели голосовать за Джо Байдена. Поэтому по всем показателям она сейчас выигрывает у нынешнего президента.

Дональд Трамп выступает перед журналистами с речью о своей экономической программе в Йорке, штат Пенсильвания, США, 19 августа 2024 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA-EFE

Дональд Трамп выступает перед журналистами с речью о своей экономической программе в Йорке, штат Пенсильвания, США, 19 августа 2024 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA-EFE

— Можно ли до окончания голосования понять, за кого проголосуют колеблющиеся штаты? Или это совершенно непредвиденно?

— Этим и интересна американская политика — невозможно предсказать, за кого проголосуют колеблющиеся штаты. Это, например, Пенсильвания, Висконсин, Невада, Мичиган. Нужно отметить южные Джорджию (исторически, около половины населения Джорджии составляли темнокожие американцы, бывшие до гражданской войны рабами. — Прим. ред.) и Аризону (около четверти Аризоны состоит из индейских резерваций; c 1980-х годов доля латиноамериканцев в штате значительно выросла из-за миграции из Мексики и Центральной Америки; сейчас в Аризоне более 30% латиноамериканцев и штат входит в пятерку крупнейших в США по этому показателю.Прим. ред.).

У Байдена не было возможности говорить про эти штаты настолько смело, как у Харрис. Согласно опросу Post-Ipsos, 77% темнокожих американцев в возрасте до 30 лет говорят, что поддержали бы Харрис, Трампа — всего 13%, за Байдена же были готовы проголосовать только 59% из них.

Также, согласно опросу Unidos, кандидат от Демократической партии имеет поддержку 59% латиноамериканских избирателей. Для сравнения — у Трампа 31%, а у Байдена в ноябре прошлого года был результат в 40% голосов.

Борьба за колеблющиеся штаты сейчас ведется очень активно: уже известно, что Харрис и Байден на следующий день после дебатов посетят мемориальные мероприятия в годовщину терактов 11 сентября. После этого она поедет как раз в Мичиган, Пенсильванию, Висконсин, а также в Северную Каролину. При этом команда Трампа пока не объявляла о каких бы то ни было выступлениях на этой неделе.

Сторонники Камалы Харрис c плакатами встречают ее в аэропорту Питтсбурга, штат Пенсильвания, США, 18 августа 2024 года. Фото: Shawn Thew / EPA-EFE

Сторонники Камалы Харрис c плакатами встречают ее в аэропорту Питтсбурга, штат Пенсильвания, США, 18 августа 2024 года. Фото: Shawn Thew / EPA-EFE

— Тема России и войны в Украине сейчас занимает какое-то видное место перед дебатами? Трамп, например, даже хвастался в недавнем интервью Илону Маску, что они «прекрасно ладили» с Владимиром Путиным. А Харрис какую позицию сформировала?

— Внешняя политика на дебатах не входит в первую пятерку тем, которые волнуют американцев. При этом позиция Харрис более понятна, потому что она продолжает линию Белого дома Джо Байдена. Она заключается в двух фразах: «Nothing about Ukraine without Ukraine» («Ничего об Украине без участия Украины») и «Adapt and adjust» («Адаптироваться и подстраиваться» — к тому, что происходит на фронте). Это означает поддержку Украины и союзников.

О Трампе мы знаем гораздо меньше, и это при том, что, казалось бы, он очень много говорит про Россию. Но четко сформулированной позиции у него нет. Мы можем делать вывод только из отдельных косвенных высказываний Трампа и Джей Ди Вэнса — его кандидата в вице-президенты. Вэнс говорил, что его совершенно не волнует, что происходит в Украине. Трамп заявил о том, что если союзники по Североатлантическому альянсу не будут платить достаточно, то он может разрешить России делать «Whatever the hell they want» («Что они только, черт побери, хотят»). Но это всё косвенные свидетельства.

У Трампа есть личное, предвзятое отношение к президенту Украины Владимиру Зеленскому. Именно со звонком Зеленскому связан первый эпизод импичмента Трампа,

когда последний просил президента предоставить ему документы расследования по компании Burisma, где работал сын Джо Байдена Хантер.

В целом, Трамп считает, что нужно меньше внимания уделять внешней политике, Европе, вообще всему, что происходит вне американского континента, — кроме Азиатско-Тихоокеанского региона и в особенности Китая.

Важно подчеркнуть, что тема Украины волнует кандидатов значительно меньше, чем тема Ближнего Востока, так как для них она напрямую связана с получением голосов от молодых американцев, которые протестовали на студенческих кампусах.

— Что еще будут обсуждать Трамп и Харрис? Наверное, одна из главных тем — это насилие с применением оружия на фоне стрельбы в школе в штате Джорджия, где погибли четыре человека.

— Да, это тема, которую республиканцы точно хотели бы избежать. Стрельба в школе — худшее, что могло произойти для Республиканской партии во время предвыборной кампании меньше чем за 60 дней до выборов, — поскольку исторически сложилось так, что республиканцы выступают за свободную покупку оружия и за свободное его ношение, даже без холстов (специального держателя). Трамп должен поддерживать свободную покупку и свободное ношение оружие, и, конечно, для него это сейчас очень невыгодно.

Демократы исторически выступают за контроль, по крайней мере, за покупкой и ношением оружия. Тим Уолц, кандидат в вице-президенты от демократов в команде Харрис, — охотник, и он любит говорить о том, что готов был бы посоревноваться с любым политиком из Республиканской партии и что он лучше стреляет по тарелкам. Это смягчает позицию Харрис в глазах очень многих американцев, в том числе колеблющихся, которые считают, что нужно защищать Вторую поправку о свободной продаже и ношении оружия. В целом,

Харрис выступает за ограничения в продаже и за больший контроль за людьми, которые покупают оружие (проверка личности перед продажей, контроль за надлежащим хранением).

Это тема очень тонкая и сложная, все стороны очень аккуратно ее комментируют.

Камала Харрис выступает с речью во время предвыборного митинга в Питтсбурге, штат Пенсильвания, США, 2 сентября 2024 года. Фото: Rebecca Droke / EPA-EFE

Камала Харрис выступает с речью во время предвыборного митинга в Питтсбурге, штат Пенсильвания, США, 2 сентября 2024 года. Фото: Rebecca Droke / EPA-EFE

— Трамп постоянно говорит про нелегальную миграцию. Что на это отвечает Харрис?

— Это уже проблемная тема для Харрис, потому что именно она была человеком, ответственным в Белом доме за иммиграционную политику. И не нужно быть республиканцем, чтобы видеть, что на южной границе США происходил настоящий гуманитарный кризис. При этом у Харрис достаточно умеренная позиция в отношении иммиграции: она поддерживает выделение дополнительных средств на обеспечение миграционного законодательства, то есть на охрану границы, и говорит о необходимости контроля. Но при этом она поддерживает идею предоставления пути к гражданству для иммигрантов, которые давно находятся в стране нелегально. Это фактически амнистия нелегальных иммигрантов.

— Еще одна важная тема — аборты. Тут опять можно услышать совершенно противоположные мнения партий. Соотносятся ли они с позициями кандидатов?

— Трамп гордо говорил о том, что благодаря ему было отменено решение Верховного суда о разрешении абортов на всей территории США. Действительно, это он назначил трех судей Верховного суда, которые это сделали. И теперь он считает себя победителем. Но Трамп утверждал, что он не будет подписывать федеральный запрет на аборты, если это будет принято Конгрессом.

Сейчас, в соответствии с законами, аборты запрещены или очень ограничены почти в 20 штатах и в основном легальны в остальной части страны. Сторонники запрета абортов хотят, чтобы республиканская администрация Трампа запретила аборты на всей территории США и запретила бы даже переезжать из штата в штат для проведения таких медицинских операций.

Харрис гораздо более сильный сторонник права на аборт, чем Байден. Она говорит об этом очень много и поддерживает идею разрешения абортов на всей территории страны по любой причине.

Рабочие подготавливают площадку дебатов между Дональдом Трампом и Камалой Харрис в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, 9 сентября 2024 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA-EFE

Рабочие подготавливают площадку дебатов между Дональдом Трампом и Камалой Харрис в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, 9 сентября 2024 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA-EFE

— Есть ли еще темы, которые очень волнуют американцев сейчас, накануне дебатов?

— Темы оружия, миграции и абортов, пожалуй, сейчас главные. Конечно, остро стоит проблема экономической политики и налогов. Это сейчас не очень выгодно демократам, потому что далеко не все американцы поддерживают экономическую политику нынешней администрации Белого дома и все проблемы в финансовой сфере ощущают на себе.

Что дальше?

1 октября кандидаты на пост вице-президента, сенатор-республиканец от Огайо Джей Ди Вэнс и губернатор-демократ от Миннесоты Тим Уолц, примут участие в дебатах, организованных CBS.

Выборы президента США состоятся 5 ноября. Победитель будет занимать пост в Белом доме в течение четырех лет, начиная с января 2025 года.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.