Знания под угрозой. На оккупированной территории Херсонской области стартует учебный год: с российским гимном и поднятием флага в школьном дворе или за закрытыми занавесками в полутемной комнате дома — Новая газета Европа
Херсонский дневникОбщество

Знания под угрозой

На оккупированной территории Херсонской области стартует учебный год: с российским гимном и поднятием флага в школьном дворе или за закрытыми занавесками в полутемной комнате дома

Знания под угрозой

Украинский флаг над разрушенным зданием учебного заведения на севере Херсонской области, 6 ноября 2022 года. Фото: Hannibal Hanschke / EPA-EFE

— В прифронтовых городах и селах почти не осталось детей школьного возраста, поэтому и проблемы с организацией обучения на этой территории для оккупационной власти нет, — рассказал Андрей, школьный учитель из Олешковского района. — А вот те, кто продолжает учиться в украинской школе онлайн, рискуют жизнью. И это не фигура речи.

«Если русские узнают, я стану калекой»

Наталья, 40 лет, безработная, Голая Пристань

— Мы учимся онлайн, учебники по всем предметам качаем из сети, автора выбирает учитель. В нашем городе во время прошлогоднего наводнения школы стояли в воде до второго этажа, там внутри на первых этажах все обрушилось. Вообще в 15-километровой зоне от линии фронта школы даже не пытались ремонтировать. Мы ходили в одну из таких, там на втором этаже один класс весь завален российскими учебниками. Они с 22-го года валяются, еще до наводнения никому не нужны стали. Моя подруга присылала фото учебников, которые выдали ее дочери в школе в Краснодарском крае, это же просто рванина, ни одного целого. А здесь любители «русского мира» радовались, что учебники им настолько новые привезли, что те еще типографской краской пахнут. И что? Теперь они еще и плесенью пахнут, хотя многие из учебников до сих пор со склеенными страницами, их даже никто открыть не успел. Иной раз думаю, что если бы не наводнение, наверное, здесь снова попытались бы школу открыть.

В Голой Пристани в 22-м году открывали две школы, на базе школы № 1 и в гимназии. В первой была торжественная линейка, но как дошло до поднятия российского флага на флагштоке, желающих среди детей не нашлось, пришлось директору самой поднимать. А так у них обязательно был гимн по утрам, и ученики должны были его стоя слушать. Не помню, сколько они проучились, то ли неделю, то ли две. Там еще с педагогами беда была, поэтому в учителя шли любые желающие, даже без педагогического образования.

Я своих детей в российскую школу не водила, даже не рассматривала такую возможность. Когда началась война, мы перешли на онлайн-обучение,

закончили учебный год и очень надеялись, что за лето 2022 года ситуация изменится. Не изменилась. Потом мы таким же образом проучились еще два учебных года. И снова 1 сентября… Я не загадываю дальше 1–2 дней, честно говоря. Проснулись, живы — и слава богу! Может, нас освободят, а может, так год за годом и до окончания школы дотянем. Я не знаю. Но если в ближайшие годы Голая Пристань останется все еще оккупирована, мы будем выбираться на подконтрольную Украине территорию. Два с половиной года я не видела своего мужа, а дети — папу. За это время я похоронила родителей и могла бы уже уехать, но не могу оставить родителей мужа и других престарелых родственников. Мне их не довезти до Украины, они дорогу не выдержат. Еще и ад унизительных проверок на границе. Поэтому мы продолжаем жить и учиться под обстрелами.

Сейчас радуюсь, что я в школе хорошо училась, потому что мне пришлось стать учителем по всем предметам для своих повзрослевших детей. Электричества часто нет, поэтому и интернет не работает. Когда появляется, качаем задания и тесты. Хотя скорость интернета такая, что я каждый раз опасаюсь, как бы у меня нервный срыв не случился. У нас в классе более 20 учеников. Онлайн-занятия идут по времени как обычные уроки, занимают примерно половину дня. Потом еще домашку задают. Учителя стараются всегда провести занятия, без пропусков, потому что не все родители могут полноценно объяснить учебный материал своим детям. И все это время надо контролировать, чтобы никто не пришел в наш двор и не обнаружил, что мои дети учатся в украинской школе онлайн.

Дней пять назад российские солдаты проверили смартфон ребенка из Голой Пристани, там обнаружили приложение для онлайн-обучения. Мать сразу увезли на подвал, с тех пор о ней ничего не известно.

Мы прячемся, скрываем ото всех, даже от соседей, что продолжаем учиться. Если русские узнают, я стану калекой, и это в лучшем случае.

Мои дети говорят, что по школе сильно не скучают, но очень тоскуют по своим школьным друзьям. В городе их одноклассников почти не осталось.

Надел форму — и кушай бесплатно

Ирина, 45 лет, безработная, Олешковский район — Скадовск

— Мой сын второй год учится в Скадовске, переехали из-за наводнения. Мечтаем попасть в кадетский класс, но в него можно только с девятого класса. Надеюсь, что в следующем году сынок уже сможет надеть кадетскую форму. В отличие от других школ России, в Скадовске школьникам кадетскую форму выдают бесплатно, ничего покупать не нужно. Еще их кормят завтраком и обедом бесплатно. А в обычных классах бесплатно дают только чай и булочку по утрам. С этого учебного года в нашей школе будет еще и полицейский класс, но они, в отличие от кадетов, в форме вроде только по праздникам ходить будут. Программа обучения от обычных классов не отличается, только у кадетов и полицейских еще маршировка есть, и они обязаны выступать на праздниках.

У нас соседская девочка в этом году поступила в кадетский класс. Мы вчера к ним в гости заходили, она хвасталась формой. У нее есть парадная, полевая и повседневная форма — три комплекта. Правда, они еще не полные, брюки выдали, а кители выдадут позже, на девочек пока не поступили, только на мальчиков. Соседка жаловалась, что форма вся большая, и сложно подобрать размер. Наверное, как-то ушивать будут или ждать нового поступления, по размеру. Им еще и обувь выдают: туфли и берцы.

Учебники пару дней назад в школьной библиотеке получили. Они новые, но не все, некоторые прошлогодние. Сейчас обложки на них надеваем. Сынок хоть не любит за школьной партой сидеть, но по общению, конечно, соскучился. Весь наш украинский класс разъехался по разным странам, поэтому стараемся здесь друзьями обрасти.

Что касается школьной программы, то она почти такая же, только теперь на русском языке, особых отличий нет.

Если есть угроза обстрела и срабатывает сигнализация, дети идут в бомбоубежище. Оно от здания школы не далеко, нужно выйти из двора, перейти дорогу и пройти еще минуты три. Но бегать туда приходится не часто. Можно сказать, дети в спокойной обстановке учатся.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.