«У нас так не принято, ты уж хозяев уважь!». Регионы России один за другим запрещают никабы. Какой в этом смысл, кроме потакания требованиям «титульной нации», не может сказать никто — Новая газета Европа
СюжетыОбщество

«У нас так не принято, ты уж хозяев уважь!»

Регионы России один за другим запрещают никабы. Какой в этом смысл, кроме потакания требованиям «титульной нации», не может сказать никто

«У нас так не принято, ты уж хозяев уважь!»

Женщины в никабах на Красной площади, Москва, 29 июня 2024 года. Фото: Николай Винокуров / Alamy / Vida Press

После нападения боевиков на церковь и синагогу в Дагестане, российские политики и даже религиозные деятели вновь стали говорить о запрете никаба — женской мусульманской одежды, закрывающей все тело, кроме глаз. Официальное Духовное управление мусульман (ДУМ) России говорит, что если государство запретит никабы — они готовы поддержать этот запрет. В ответ многие приверженцы ислама в России и религиозные деятели, не связанные с государственным муфтиятом, критикуют ДУМ, называют его подвластной структурой, у которой нет собственного мнения.

Почему именно покрытые женщины, которые никак не были связаны с террористическим актом в Дербенте и Махачкале, стали предметом обсуждения и «яблоком раздора» между мусульманами Северного Кавказа и муфтиятом республик — разбралась корреспондентка «Новой газеты Европа».

Пугливые россияне

29 июня, через неделю после теракта в Дагестане, глава Следкома Александр Бастрыкин выступил на Международном молодежном юридическом форуме в Санкт-Петербурге. Один из посетителей форума задал Бастрыкину вопрос, мало имеющий отношения к тематике собрания. А именно — почему в России не запрещена религиозная одежда? Посетитель возмутился, что некоторые страны Центральной Азии запретили у себя никабы — но приезжая в Россию, люди из этих стран носят закрытую одежду.

Бастрыкин ответил в том духе, что принимать законы — работа Госдумы, но если бы он сам был уполномочен, то «срочно бы запретил» женскую религиозную одежду.

«Коль мы завозим сюда людей (а я считаю, что не надо), мы должны регулировать их поведение, в том числе через принятие новых законов», — сказал глава СК России.

По какой причине в России необходимо, по его мнению, запретить никаб, глава Следкома не уточнил. Зато вместо него это сделали рядовые сотрудники силовых органов, которые в разговорах с журналистами жаловались, что никаб мешает идентификации людей.

— У нас в метро эти платки [закрывающие лицо], мешают работе камер распознавания лиц. Был случай, когда семья из Дагестана объявила в розыск свою дочь. На ориентировках, которые нам дали, девушка в этом платке, который не закрывает лицо, на паспорте тоже.

Соответственно, ищем мы девушку в хиджабе. А она хитро поступила, все то время, что была в розыске, носила платок, закрывающий лицо. И таких случаев немало. А если, например, мужчина, вот настоящий боевик, наденет такой же платок, нам его как искать? — рассказал корреспондентке «Новой-Европа» знакомый сотрудник столичной полиции.

На вопрос, может ли он припомнить прецеденты, когда мужчины-террористы скрывались, надев никаб, полицейский ответил, что не может.

Но глава Дагестана Сергей Меликов в своем выступлении против никаба тоже отметил, что под ним могут скрываться мужчины, а женщины — проносить запрещенные предметы.

Сергей Меликов с родственниками погибших российских военнослужащих. Фото:  Telegram

Сергей Меликов с родственниками погибших российских военнослужащих. Фото: Telegram

Есть еще один аргумент, к которому прибегают российские политики, когда говорят, что в стране нужно запретить никаб: россияне, оказывается, пугаются, когда видят полностью закрытых женщин. На это ссылался депутат Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков.

«Недавно я был на встрече в подмосковных Котельниках, где родители буквально требуют запрета [никабов]. Дети мигрантов с трудом говорят на русском языке, не говоря уже о религиозной одежде. Это приводит к конфликтам и большой напряженности. Я с уважением отношусь ко всем религиям. Но если родители считают, что в школах, где учатся их дети, должны быть введены ограничения, то так тому и быть», — писал Даванков в своем Telegram-канале.

На руку такой риторике сыграло недавнее видео, завирусившееся в соцсетях. На нем посетитель аквапарка в подмосковных Мытищах снимает супружескую пару: на мужчине — футболка и шорты ниже колен, на женщине — никаб. Они привели в аквапарк своего ребенка, а сами стояли поодаль и наблюдали за ним.

— Охренеть! У нас так не ходят, — говорит на видео мужчина, сначала он снимает женщину в никабе, затем — других посетителей аквапарка, в плавках и купальниках.

— У нас так не ходят, вы детей пугаете. Так в телевизоре террористы ходят, а вы детей пугаете, у меня ребенок испугался, не надо у нас так ходить, это наше, здесь мы живем. 

Ни женщина, ни ее спутник ничего не ответили агрессору. Российские государственные СМИ писали об этом инциденте, используя выражения «в Мытищах женщина заявилась в аквапарк в никабе», «в Мытищах женщина пришла в аквапарк в никабе и перепугала детей», «женщина в никабе напугала детей и взрослых в Мытищах. Дама посетила аквапарк, полностью завернувшись в исламистские одежды».

После теракта в «Крокус Сити Холле» депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев также предложил МВД запретить в стране ношение религиозной одежды, скрывающей лицо. Вообще вопрос никаба Матвеева волнует очень сильно, за последние несколько месяцев в его Telegram-канале было опубликовано аж 22 поста о никабах.

«Запретят ли в России скрывающие лицо никабы «замоташек», ваххабистские бородки и т. п. подобные символы принадлежности к «ис-му государству» ( запрещенные в государствах самой Средней Азии) внутри нашего русского, российского государства и опознавательные для его «пятой колонны» знаки «свой-чужой»», — писал Матвеев [орфография и пунктуация автора сохранены — прим. авт.].

Ахмад-Хаджи Абдулаев. Фото:  Муфтият РД  / Telegram

Ахмад-Хаджи Абдулаев. Фото: Муфтият РД / Telegram

МВД Матвееву ответило.

«В отношении проблематики «религиозной одежды» отмечаем, что сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных деяний экстремистской направленности не располагаем», — говорится в официальном ответе ведомства.

Депутат, конечно, не был удовлетворен таким ответом. Он репостнул в свой канал текст русского националиста и публициста Егора Холмогорова, который пишет, что надо запретить не только никабы, но и вообще «традиции и псевдотрадиции малых народов».

«Держите своих женщин дома»

Муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев 1 июля, выступая на встрече с главой республики Сергеем Меликовым, заявил:

«Мы будем выносить фетву о запрете никаба. И пусть меня обливают грязью, истина одна. Сегодня вечером или на днях полностью по нашему шариатскому решению запретим [никаб]. <…> Если один человек хочет, чтобы на его жену не смотрели, пускай дома держит. Пока не будет полная тишина и спокойствие в регионе, мы эту фетву обратно не заберем».

Как муфтий и предполагал, «обливать грязью» его действительно стали. Абдуллаева стали обвинять в том, что он действует в угоду Кремлю, а не в интересах мусульман.

— [Абдуллаев] всегда так себя вел. Ему дагестанцы безразличны, главное, чтобы Путин был доволен им. Он же недавно [сотрудников муфтията] Атаева и Саадуева уволил за то, что они поддержали Палестину. Саадуев вроде сказал, что в Палестине джихад, его за это уволили. [Муфтий] Абдуллаев решил, что это высказывание подорвет довольство российской власти, — рассказал «Новой-Европа» бывший сотрудник муфтията Дагестана. — Про никабы — то же самое. Ты, муфтий, человек, который говорит, что во всем Дагестане нет никого более религиозного, чем ты, запрещаешь то, что не запрещено Аллахом. В Коране где-то написано: «Женщины, вы никогда не можете носить покрывало, закрывающее все, кроме глаз»? Нет, не написано. Так какое право ты как муфтий имеешь запрещать? У нас все от этого в шоке, честно говоря.

С ним соглашается и богослов из Ингушетии Ахмед Б. [имя изменено по просьбе героя — прим. авт.]:

— Большинство [исламских ученых] со времен пророка Мухаммада считает, что женщина в исламе может открывать лицо и кисти рук. Четыре мазхаба [канонические правовые школы ислама — прим. ред.] убеждены, что упомянутые мной части тела женщина может не скрывать.

Некоторые женщины, которые предпочитают ношение никаба, объясняют свое решение тем, что жены пророка носили одежду, полностью закрывающую всё их тело, либо тем, что ни лицом, ни кистями рук они не хотят вызывать у мужчин так называемого «сладостного желания». Ислам это также не запрещает,

— говорит богослов Ахмед Б.

По словам богослова, запрет на ношение никаба противоречит исламу, так как запрещает то, что не запрещено религией.

В защиту муфтия выступила его супруга, член Союза журналистов России Айна Гамзатова. Она выложила в своем Telegram-канале текст эксперта организации «Фикр» Гаджимуса Ичалова, которая проводит «патриотические» мероприятия в религиозных учреждениях. В этом тексте Ичалов намекает, что муфтий решил вынести фетву, чтобы решить вопрос никабов «более мягко», то есть не на федеральном уровне.

Айнур Биргалин. Фото: Духовное управление мусульман Республики Башкортостан

Айнур Биргалин. Фото: Духовное управление мусульман Республики Башкортостан

«Что предпочтительнее для сторонников никаба, фетва муфтията Дагестана о временном запрете на своей территории никаба или федеральный закон о запрете никаба?» — так начинается этот текст.

Впрочем, из-за негативной реакции со стороны мусульман-дагестанцев муфтий пошел на попятную. Он заявил, что фетву выносить не будет, но принял временный запрет — «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения». Что это значит и какие именно угрозы должны быть устранены, муфтий не пояснил.

Бывший сотрудник муфтията Дагестана рассказал «Новой-Европа», что фетву не стали выносить только потому, что «отдел фетв» отказался это делать по причине отсутствия религиозных оснований:

— Они там все очень категорично сказали, что решение о фетве выносить не будут, — рассказывает сотрудник муфтията.

В ответ на это муфтий Дагестана просто упразднил «отдел фетв» в связи с тем, что «отдел не отвечает своевременно на вызовы времени». Затем муфтият опубликовал в своем Telegram-канале видеозапись выступления доктора исламских наук Мухаммада Урминского, в котором тот хвалил муфтия республики за решение об упразднении отдела. Урминский сказал, что «нужно пожертвовать пешкой, чтобы сохранить короля».

5 июля Духовное собрание мусульман (ДСМ) России поддержало запрет никаба. По мнению ДСМ, никаб не является обязательным атрибутом одежды для российских мусульманок, а его ношение в современных условиях считается недозволенным.

«Ввиду резко возросшего информационного интереса с негативным окрасом к теме «никаба» и «хиджаба», тщательно подготовленного извне страны, и попытки рассорить на религиозной почве народ России, а также попытки расшатать стабильность и единение в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,

считаем необходимым обозначить, что безопасность многонационального общества и государства является важным приоритетом страны», — говорится в ДСМ.

Вслед за этим и муфтият Карачаево-Черкесии принял временный запрет на ношение никабов в регионе. Формулировка такая же: «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения». Какие это угрозы, муфтият КЧР тоже не пояснил. Затем и муфтият Северной Осетии выступил с аналогичной рекомендацией. Сотрудник муфтията Северной Осетии сообщил корреспондентке «Новой-Европа», что такое решение было принято, потому что никаб не является распространенным видом одежды среди мусульманок в Осетии. По словам сотрудника муфтията, это «не ударит по правам местных мусульманок».

Студенты на уроке шариата в Российском исламском университете в Грозном. Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix / LETA

Студенты на уроке шариата в Российском исламском университете в Грозном. Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix / LETA

Один за всех

На сегодняшний день из российских муфтиев только один высказался против запрета никаба — это Айнур Биргалин, муфтий Башкирии. В своем Telegram-канале он заявил, что принятие закона, запрещающего ношение религиозной одежды в общественных местах, нарушает права мусульман и свободу вероисповедания в России.

«Я считаю, что введение подобных запретов противоречит основным конституционным принципам Российской Федерации», — написал Биргалин, сославшись на 28 статью Конституции РФ, которая гарантирует свободу совести и вероисповедания.

Решение о допустимости никаба сейчас рассматривается и в Ингушетии, сообщил «Новой-Европа» человек, близкий к муфтияту республики. По его словам, нынешний муфтий республики Иса Хамхоев находится в «негласном противостоянии» с властями, и принимать решение «в угоду им он не собирается». В Чечне же запрет на никаб действует давно.

В 2020 году ЧГТРК «Грозный» показала сюжет о «воспитательной встрече» муфтия Салаха Межиева и начальника Управления внутренних дел столицы республики с женщинами, носящими никабы. В конце сюжета женщин заставили снять никабы на камеру.

«Лицо и руки не являются авратом [частью тела, которую обязательно нужно прикрывать в исламе — прим. авт.]. Никаб — это традиции отдельных народов. С нашим народом эта традиция не имеет ничего общего», — отчитывал женщин муфтий Салах Межиев. Начальник УВД г. Грозного Аслан Ирасханов вообще предложил тем, кто хочет носить никабы, уезжать из страны:

«Вы наслушались в интернете проповедей ваххабистских течений. Если вы так хотите [носить никаб], вы должны уехать в те страны, где это носят. Здесь такое нельзя будет, и мы не позволим», — сказал Ирасханов.

Власти Чечни пытаются контролировать «дресс-код» женщин уже много лет: никабы носить нельзя, но появляться, например, в школе без платка тоже запрещено.

— Будь религиозным, но в той мере, в которой нам выгодно, — комментирует запрет жительница Чечни, которая также сняла никаб из-за возможных проблем. — Я не понимаю, какое они имеют право указывать мне или кому-то еще, что нам носить.

Я взрослая, совершеннолетняя девушка, я сама решила надеть никаб. Нет, мне говорят: «У нас так не принято». Зато моя сестра младшая обязана в школу надевать платок, а ей даже десяти лет нет.

Жительница Дагестана Сабина М. говорит, что решение о запрете никаба только ухудшит жизнь женщин, которые уже его носят.

— У нас всегда так. Пять идиотов вышли и постреляли в людей. Интересно, кто же в этом виноват? Эти пять идиотов? Нет, виноваты женщины. Что угодно случится — виноваты всегда женщины. Если вы запрещаете никаб, то, как и сказал наш муфтий, девушки, которые его носят, просто будут сидеть дома. Для многих надеть никаб — принципиальное решение. От того, что кто-то где-то сказал, что не надо носить, они его не снимут. Значит, будут сидеть дома. Не станут ни в универы ходить, ни на работу. Если такое было желание у мужчин, принимавших решение, то поздравляю их всех, у них получилось, — возмущается Сабина.

Муфтий Чечни Салах Межиев и Рамзан Кадыров. Фото:  Муфтият Чеченской Республики  / Telegram

Муфтий Чечни Салах Межиев и Рамзан Кадыров. Фото: Муфтият Чеченской Республики / Telegram

Помимо проблемы, озвученной Сабиной, эта дискуссия вокруг никаба развязала руки и ксенофобно настроенным жителям России.

В мае этого года в медицинском вузе в Иваново преподаватель Николай Жидоморов распечатал стихотворение собственного сочинения против хиджаба и заставил покрытую студентку прочитать его вслух перед перед другими учащимися. Вот строфа из него:

Своим мусульманством на людях кичиться не стоит.

У нас так не принято, ты уж хозяев уважь!

Религия для человека, конечно, святое,

Но целая форма одежды — опасная блажь.

В конце июня на станции метро «Коломенская» в Москве женщина с ножом напала на пассажирку в хиджабе. Покрытую женщину спасли другие пассажиры, которые распылили в лицо нападавшей перцовый баллончик.

— Последний год я только и делаю, что читаю про нападения на покрытых женщин в России. Может, муфтияту стоит сделать хоть что-то, чтобы защитить этих женщин, а не усложнить их жизнь еще больше? — говорит Сабина.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.