«Он демонстрирует западному миру, что его рано хоронят». Зачем Путин съездил на Ближний Восток? — Новая газета Европа
СюжетыПолитика

«Он демонстрирует западному миру, что его рано хоронят»

Зачем Путин съездил на Ближний Восток?

«Он демонстрирует западному миру, что его рано хоронят»

Владимир Путин во время визита в Саудовскую Аравию. Фото: Kremlin.ru

Президент России Владимир Путин организовал небольшое турне по Ближнему Востоку. 6 декабря он слетал в ОАЭ и Саудовскую Аравию, а уже на следующий день в Москве принял президента Ирана. Пышный прием президента России в Дубае вызвал ликование пропагандистских каналов. Но флаги на столбах и в небе, артиллерийские залпы и верблюды, встречающие Путина, не новость для крупнейшего города и административного центра Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Как выяснило «Агентство», пышно в Эмиратах встречают лидеров и других стран.

Для Путина это были пятая и шестая поездки с тех пор, как Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на его арест. Арестовать российского президента в Саудовской Аравии или ОАЭ не могли, Римский статут подписали только в Дубае, но не ратифицировали.

«Новая газета Европа» рассказывает, как прошла поездка российского лидера в стан будущих участников БРИКС и что обсуждалось на Ближнем Востоке.

Поездка ради БРИКС

Поездка Путина в Дубай и Эр-Рияд и визит президента Ирана Ибрахима Раиси в Москву 7 декабря, по мнению экспертов, имеют одни цели. Иранист и автор телеграм-каналов «Дежурный по Ирану» и «Россия на Ближнем Востоке» Никита Смагин считает, что значение Ближнего Востока за два года сильно увеличилось для России. «Фактически это второй после Китая регион по значимости», — утверждает Смагин в разговоре с «Новой-Европа».

За 2022 год товарооборот между ОАЭ и РФ вырос на 68%, до 9 млрд долларов. Экономические причины побудили Путина пренебречь политической неприязнью Эмиратов и Саудовской Аравии к Ирану, считают эксперты. «С ОАЭ товарооборот в два раза выше, чем с Ираном. И при этом Эмираты еще и помогают России обходить санкции. В ОАЭ есть достаточно чувствительная электроника, в первую очередь чипы, которые Дубай помогает поставлять. И на Эмираты активно давит Запад, чтобы они это прекратили. Сейчас, очевидно, Путин пытается убедить Эмираты не поддаваться западному давлению, продолжать развивать отношения с Россией», — рассуждает Смагин.

Владимир Путина во время визита в ОАЭ. Фото: Kremlin.ru

Владимир Путина во время визита в ОАЭ. Фото: Kremlin.ru

Церемониальная важность этой поездки подчеркивается и скорым вступлением ОАЭ, Саудовской Аравии и Ирана в БРИКС. Первые заявления о расширении БРИКС появились после начала российского вторжения в Украину в 2022 году. Уже через год официально была достигнута договоренность с Ираном, Саудовской Аравией и ОАЭ. С 1 января грядущего года все они присоединятся к союзу. Это важно для России, подчеркивают эксперты. Москва стремится представить БРИКС как альтернативу западным объединениям. «Россия пытается сделать что-то значимое из этой структуры, которая на текущий момент особо ничем серьезным не занимается. Включение новых стран — это попытка расширить значение БРИКС», — говорит Смагин.

Нефтяные деньги не пахнут

Включение Саудовской Аравии и ОАЭ в БРИКС также усиливает в этой коалиции представительство ОПЕК+ (Организация стран — экспортеров нефти). Россия вместе с Саудовской Аравией держат около 25% мировой добычи нефти, это позволяет им в частном порядке диктовать, кто и за какие деньги будет покупать их товар. «Саудовская Аравия с Россией достаточно эффективно контролируют мировые цены на нефть. В этом плане, конечно, это такой практически жизненно важный партнер для России, с которым нельзя ни в коем случае портить отношения», — говорит иранист Никита Смагин.

Страны ОПЕК+ еще 30 ноября договорились со следующего года сократить добычу более чем на 1 млн баррелей в сутки для поддержания цен.

Одна только Саудовская Аравия взяла на себя обязательство о сокращении на 1 млн баррелей, Москва в свою очередь намерена сократить добычу на 500 тысяч баррелей.

Всего участники ОПЕК+ добывают около 43 млн баррелей в сутки.

Россия, несмотря на санкционное давление и установку потолка цен, всё еще зарабатывает огромные деньги на нефтепродукции: в октябре этого года чистый доход превысил 11,3 млрд долларов, как сообщает агентство Bloomberg. Причем большая часть этой нефти уходит на рынок через посредников, одним из которых является и Саудовская Аравия. «Саудовцы активно приобретают российскую нефть и нефтепродукты, потому что Россия продает нефть и нефтепродукты по очень низкой цене», — рассказывает «Новой газете Европа» востоковед Руслан Сулейманов.

Владимир Путина во время визита в Саудовскую Аравию. Фото: Kremlin.ru

Владимир Путина во время визита в Саудовскую Аравию. Фото: Kremlin.ru

Туда, откуда не выдают в Гаагу

Приезд Путина в страны Персидского залива освещался российской пропагандой очень ярко еще и для того, чтобы показать решительность президента на фоне действующего ордера на арест. «Мы понимаем, что это первая поездка Путина в более опасную зону после выдачи международного ордера на арест. Потому что Иран, или бывшие союзные республики (Беларусь, Кыргызстан), или даже Китай для Путина достаточно безопасны. Но находиться в зоне, где активна Америка, я думаю, это рискованный шаг. И Путин показывает, что он не подчиняется Западу и хочет играть роль активного посредника в делах региона», — рассказал «Новой-Европа» иранист Амир Чахаки.

Похожего мнения придерживается и Руслан Сулейманов. Он считает, что попытки Запада изолировать президента России не удались. «Сейчас любой зарубежный визит Путина — это уже событие. После выдачи Международным уголовным судом ордера на его арест это только пятый зарубежный визит Путина. И это такая демонстрация, в том числе и западному миру, что рано его хоронили, во всех смыслах», — рассуждает востоковед.

Большие игроки

Одной из главных тем на повестке встреч Путина была продолжающаяся уже второй месяц война в секторе Газа. Президент Ирана Раиси на встрече с Путиным в Москве заявил, что происходящее в Газе — «геноцид», и призвал остановить его. Свою озабоченность высказал и Путин. Однако, как считает Руслан Сулейманов, никакой роли в урегулировании конфликта Россия и страны, участвовавшие в переговорах с Путиным, не играют. «Они могут выступать с какими-то инициативами, что-то предлагать, кого-то к чему-то призывать, но не более того.

В реальных переговорах между Израилем и ХАМАС участвуют Катар и Египет, и Соединенные Штаты отчасти, но они больше с израильской стороны как посредники.

У России нет никакого взаимодействия с военизированным крылом ХАМАС», — утверждает Сулейманов.

Фото: Kremlin.ru

Фото: Kremlin.ru

Поездка на Восток, по мнению экспертов, скорее повод для Путина вновь обозначить себя как важного игрока на политической арене в этом регионе, особенно на фоне кризиса в секторе Газа, который только играет на руку российскому представлению о «глобальном Юге, противостоящем глобальному Северу».

«[Приезд Путина] Это попытка развивать отношения, особенно на фоне Палестины, в связи с которой многие страны с большим сомнением смотрят на аргументы США. Это связано и с правами человека, и с международной системой, основанной на правилах Белого дома. Путин пытается воспользоваться этим моментом сомнений и доказать, что надо развивать отношения с Россией», — говорит Никита Смагин.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.