Византия митрополита Тихона. «Парк русской православной мечты» в Крыму — очередной триумф ссыльного «путинского духовника»
Сюжеты · Общество

Византия митрополита Тихона

«Парк русской православной мечты» в Крыму — очередной триумф ссыльного «путинского духовника»

Лера Фурман, специально для «Новой газеты Европа»

Тихон Шевкунов на пресс-конференции, посвященной открытию церковно-музейного комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе, Украина, 23 июля 2024 года. Фото: Константин Михалчевский / Спутник / Imago Images / SNA / Scanpix / LETA

В послании патриарха Кирилла по случаю открытия грандиозного православно-патриотического музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе упомянуты президент Путин и разные чиновники. Но в нем отсутствует имя главного идеолога и куратора этого комплекса — митрополита Тихона (Шевкунова), харизматичного и влиятельного иерарха, которого любили называть «духовником Путина». И в этом умолчании слышится признание патриархом того факта, что он уступает Тихону и по харизме, и по влиянию, но ничего сделать с ним не может. Любая «ссылка» — сначала во Псков, а потом в Крым — только укрепляла позиции первого митрополита путинского царства.

В чем секрет феномена Тихона, триумфом которого стало открытие весьма спорного, но от этого не менее величественного «парка русской мечты» на аннексированной земле Украины?

Деньги ходят за ним вслед

«Новый Херсонес» — очевидное продолжение и, можно сказать, венец целой серии «исторических парков “Моя история”» — своеобразных патриотических диснейлендов, которые Шевкунов возвел в нескольких городах России на многомиллиардные «пожертвования» крупнейших госкорпораций. 

Объекты севастопольского комплекса строились, в частности за счет средств, аккумулируемых фондом «Моя история». По данным севастопольских журналистов, только за 2021 год фонд вложил в «Новый Херсонес» более 3,5 млрд рублей.

Тогда еще и подумать никто не мог, что Севастополь и в том числе музейно-храмовый комплекс, расположенный около Карантинной бухты, может стать объектом атак беспилотников и ракет…

Официальная презентация проекта с участием губернатора Севастополя, главы Сбера и, конечно же, митрополита Тихона состоялась в июне на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда широкая общественность впервые смогла оценить реальный масштаб комплекса, который до этого отчасти держался в секрете (на все запросы севастопольских активистов застройщики, в частности Минобороны, отвечали ссылками на «коммерческую тайну»). Презентация дала импульс кампании украинских властей и культурной общественности, которые потребовали от международных структур, в частности ЮНЕСКО, обеспечить сохранность античного Херсонеса, входящего в Список всемирного наследия. На презентации были представлены фотографии, на которых представители Украины усмотрели ущерб, нанесенный памятнику в ходе строительных работ. Также стало известно, что основным застройщиком «Нового Херсонеса» выступил военно-строительный комплекс Минобороны с привлечением средств из бюджета Министерства культуры и «пожертвований» «Газпрома», который сотрудничает с Шевкуновым уже много лет. В ходе работ Тихон сблизился с бывшим замминистра обороны Тимуром Ивановым и даже позволил себе исполнить пастырский «долг печалования» (традиционное заступничество церкви за гонимых), которое не может позволить себе патриарх Кирилл. «Дай Бог, чтобы всё разрешилось благополучно, — заявил Тихон на второй презентации проекта, уже в Севастополе, говоря об аресте Иванова. — И чтобы завершились эти злоключения».

Как писала «Новая газета» после перевода Тихона из Москвы во Псков, близость к президенту и какие-то особые неформальные отношения с ним наделили митрополита необыкновенными для иерарха РПЦ лоббистскими возможностями. 

Если Кирилл и прочие представители «старой гвардии» в епископате ведут себя как послушные сатрапы верховной власти, то Тихон как игрок довольно самостоятелен.

Эксперты приметили, что Тихон не охотится за спонсорами и меценатами, как это делают другие митрополиты (вспомним, например, недавние откровения на эту тему митрополита Илариона (Алфеева)). Наоборот, крупнейшие корпорации направляют помощь в те епархии и на те проекты, которые возглавляет Тихон. Так, ПАО «РусГидро», ранее помогавшее московскому Сретенскому монастырю на Лубянке, возглавляемому Тихоном, сразу же после его перевода во Псков объявило о предоставлении помощи Псковской епархии на сумму 15 млн рублей. Там же начали строить очередной парк «Моя история», на который «Газпром» выделил несколько миллиардов. Центральный объект всего проекта парков, генеральным спонсором которого выступил «Норникель», размещается в 57-м павильоне ВДНХ, где занимает почти 28 тысяч кв. метров. Всего по России открыто 25 таких мультимедийных парков, насаждающих шевкуновское видение истории великой России как преемницы великой Византии. Их общая стоимость, по оценкам «Новой», превысила 10 млрд рублей.

Владимир Путин с губернатором Севастополя Михаилом Развожаевым (слева) и митрополитом Тихоном (Шевкуновым) во время посещения историко-археологического парка «Херсонес Таврический» 18 марта 2023 года. Фото: Анна Садовникова / Kremlin

Как отмечал «Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл — Россия”» (закрытый вскоре после начала войны в 2022 году), «бюджетное финансирование <проектов Тихона> абсолютно неконкурентно, то есть фактически под конкретную идею конкретного лица была создана конкретная сеть организаций, которым была гарантирована финансовая поддержка на несколько лет вперед. Достаточно сложно представить себе другую подобную структуру, которая настолько легко могла бы обеспечивать себе активную поддержку как в Москве, так и в регионах и за четыре года беспрепятственно разрастись в проект федерального масштаба».

В 2020 году были опубликованы фрагменты из взломанной переписки митрополита Тихона, которые отчасти проливают свет на тайны его могущества. Сам Тихон подтвердил аутентичность документов из этого досье. Там, например, имеется проект «Стратегии культурного развития России», составленный Сергеем Новиковым, курирующим «культурный фронт» в администрации президента. Тогда еще Псковский митрополит назвал в документе главным ответственным лицом за идеологический контроль над культурным развитием. Вероятно, исполняя эти контрольные функции, Шевкунов обсуждает в переписке с чиновниками и в разговорах с Никитой Михалковым административный запрет того или иного художественного произведения или театральной постановки.

Анахронизм, катехон и манихейство

А в чем, собственно, состоит идеология Тихона, какое послание пытается он направить современникам и потомкам через свои «парки», фильмы, книги и, наконец, через «Новый Херсонес»? В РПЦ, конечно, много обычных конъюнктурщиков, и тот же патриарх Кирилл транслирует идеи и лозунги, востребованные властью. Но гиперактивность митрополита Тихона не сводится к обычной конъюнктуре и актуальной политической повестке Кремля. Будучи абсолютно лояльным Путину человеком, он тем не менее пытается высказывать оригинальные идеи, которые позже иногда воспроизводят сам Путин и его пропагандистская обслуга.

Фирменный метод Тихона в исторической науке называется «анахронизм». На языке анахронизма снят первый крупный документальный фильм Тихона «Гибель империи. Византийский урок», сопровождавший робкий намек на «транзит власти» 2008 года. Суть метода — в довольно механическом перенесении современных реалий и явлений на исторический материал разных эпох. Так, воображение Тихона наделяет Византию очень разного времени — V и XIV веков — олигархами, «войной башен», «пятой и шестой колоннами нацпредателей» и, наконец, происками Запада, купившего компрадорскую элиту и погубившего империю. Но история на этом не закончилась! Выпавшее знамя византизма, миссию катехона (то есть глобальной силы, сдерживающей зло) подхватила Московская Русь, столица которой стала Третьим Римом вместо впавшего в ересь Первого и захваченного врагом Второго. Как верит Тихон, Третий Рим простоит уже до конца времен и даст последний бой антихристу, который, естественно, придет с Запада. 

Величию миссии Третьего Рима и извечным проискам его западных врагов, собственно, и посвящены эти дорогие игрушки — парки «Моя история».

Идеологическим компендиумом мессианского учения Шевкунова стала его книга «Гибель империи. Российский урок», вышедшая в прошлом году. Ее главный нерв — призыв не допустить ошибок, совершенных Россией 100 лет назад, когда «игра либеральной интеллигенции в непослушание» привела к потере страной «имперских смыслов», которые смог вернуть только Сталин, и во многом благодаря войне. (Не будем забывать, что РПЦ, к которой принадлежит и идеологию которой во многом формирует Тихон, в своем нынешнем виде была учреждена Сталиным как раз в разгар войны, в 1943 году).

Столь прямолинейный дуализм известен в христианском богословии как «ересь манихейства», имеющая явно зороастрийские корни. Это учение представляет мир как извечную борьбу двух практически равновеликих начал, исход которой еще не предрешен. На языке более откровенного философа Кремля — Александра Дугина — эти два начала называются «цивилизацией моря» и «цивилизацией суши». На языке Тихона — Западом и Византией, перевоплотившейся в Россию. Поэтому Херсонес Таврический как место стыка византийской и русской культур, место передачи сакрального преемства от Византии Руси посредством крещения великого князя Владимира стал апофеозом всего тихоновского реконструкторства, «местом силы», из которого проистекают все смыслы путинского империализма, московского шовинизма, «СВО»…

Рабочие готовят к открытию комплекс «Новый Херсонес» в Севастополе, Украина, 23 июля 2024 года. Фото: Константин Михалчевский / Спутник / Imago Images / SNA / Scanpix / LETA

И Путин, похоже, вдохновился всемирно-историческим масштабом шевкуновского замысла: семь раз он посещал стройку «Нового Херсонеса», вставляя в свои ежегодные послания и речи возвышенные слова о сакральном значении этого места. Ведь и правда все вопросы о том, зачем России Крым или стоило ли нападать на Украину, должны отпасть, если признать вслед за Путиным, что Херсонес является для русского народа и православия тем же, чем являются Храмовая гора для иудаизма или Мекка для ислама. И здесь, как говорится, «мы за ценой не постоим»: ради воплощенной мечты о России как всемирном катехоне и Путине как мессии можно потратить любые миллиарды и нанести ущерб любому памятнику ЮНЕСКО. Ради такого мифа его творцам не жалко разрушать реальную историю, воплощенную в археологическом памятнике.

ЮНЕСКО не при делах

А ущерб объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО реально нанесен, и очень серьезный, как бы ни старалась кремлевская пропаганда убедить публику, что слова о таком ущербе — очередное изобретение украинского ЦИПСО. Еще в 2020 году севастопольские градозащитники забили тревогу, требуя немедленно прекратить стройку «Нового Херсонеса». Главная проблема тогда заключалась в том, что шевкуновские подрядчики из Минобороны проложили деревянные мостки и настилы довольно грубой работы прямо по раскопкам античного Херсонеса. По утверждениям градозащитников, часть музейных и учебных корпусов «Нового Херсонеса» возведена на месте античного некрополя, а разрушений и повреждений памятников более поздних эпох — например, XIX века — вообще никто не считает.

Российские экспертизы изменили охранный статус ряда объектов, которые Украина считала и считает особо ценными и подлежащими охране. 

Рабочий проходит мимо скульптуры в комплексе «Новый Херсонес», Севастополь, Украина, 23 июля 2024 года. Фото: Константин Михалчевский / Спутник / Imago Images / SNA / Scanpix / LETA

Самое печальное, что аутентичные ландшафты и историческая среда раскопок полностью уничтожены современными постройками и малыми архитектурными формами, органичными для какого-нибудь парка Горького, но абсолютно неуместными в античном городе.

Собор Святого Владимира (XIX век) решено превратить в обычный храмовый новострой РПЦ, заменив его историческую облицовку и оснастив его системой климат-контроля. Севастопольское благочиние Крымской епархии РПЦ заявило о своем намерении «поднять» на этом архитектурном осквернении храма «сотни миллионов рублей». Но как в современной России найти орган, который подверг бы проверке проект, утвержденный самим Путиным и курируемый его «духовником»? Контролеров из «недружественной» ЮНЕСКО в современной России тоже особо не жалуют.

Путинославие

Если раньше, до событий 2014 года, Херсонес Таврический был всемирно известным научно-археологическим центром, то теперь это культурно-массовое пространство, которое приобщает не к истории как таковой, а к «сакральным смыслам» путинской идеологии, то есть к некоей новой «гражданской религии» РФ, в центре которой — образы империи, Путина и священной войны. Наукой посетителей этого святилища отягощать особо не станут: формат и сам масштаб комплекса обращены больше к эмоциям, чем к разуму. В этом качестве «Новый Херсонес» приходит на смену несостоявшемуся (хотя тоже очень дорогому) «главному храму Вооруженных сил РФ» (ГХ ВС РФ) в подмосковном парке «Патриот». Милитарный культ, сочетающий элементы православия, буддизма, язычества и даже атеизма, центром которого стал храм в Кубинке, не прошел проверки «СВО»; совершаемые в том храме ритуалы не принесли победы Путину и Шойгу. Теперь, после отставки Шойгу, сошел на нет и выпестованный им культ.

Моряки российского Черноморского флота маршируют во время церемонии принятия присяги перед Свято-Владимирским собором в Севастополе, Украина, 2 февраля 2019 года. Фото: Алексей Павлишак / Reuters / Scanpix / LETA

Истоком «русского мира» и «религии победы» объявлен теперь Херсонес, где якобы крестился князь Владимир. Новый культ, помимо прочего, снимает вопрос о Киеве. Раз Русь православная происходит из Херсонеса, то она вполне может обойтись без Киева, но вот без Крыма — не может. Значит, успешная (с точки зрения Путина) кампания 2014 года имела божественную санкцию, а вот авантюра, в которую его «втянули» вороватые генералы и лукавые чекисты в 2022-м, такой санкции, похоже, не имела, и значит, надо бы побыстрее ее свернуть. Тут будет уместно напомнить, что 

митрополит Тихон не принимал никакого участия в строительстве «ГХ ВС РФ», не был особо замечен в Кубинке или в дружбе с Шойгу. Это не его круг и не его стиль. Собственно, и об «СВО» Тихон высказывался неоднозначно.

С одной стороны, он безусловно «верит Путину», что, если бы не было самых веских причин (о которых мы узнаем в будущем), тот не дал бы приказ танковым колоннам пересекать госграницу. С другой стороны, уже в ноябре 2022-го первым из ближнего круга Путина Тихон стал призывать к сворачиванию военных действий, к прекращению «братоубийства» и началу нормальных всеобъемлющих переговоров. В своем нашумевшем интервью Ксении Собчак он даже попытался снять стигму с термина «либералы», противопоставив неких «так называемых либералов» — «либералам в традиционном, высоком смысле слова».

Тихон создал себе хороший задел не только для комфортной жизни в нынешней путинской реальности, но и для выхода сухим из воды после окончания путинизма. Пожалуй, столь гениального пиарщика новейшая история РПЦ еще не знала. Но едва ли даже гения Тихона хватит, чтобы в момент Ч, когда начнется демонтаж структур российского тоталитаризма, эта квазирелигиозная организация сохранилась как единое целое. Тихон — вовсе не тот камень, на котором Христос утвердил Свою церковь (Матф., 16:18).