«Нам не важна их позиция. Важно, что люди в беде» . Каспаров заочно поспорил с другими оппозиционерами о том, этично ли помогать жителям Курской области, к которым пришла война. «Новая-Европа» поговорила об этом с волонтерами
Сюжеты · Общество

«Нам не важна их позиция. Важно, что люди в беде»  

Каспаров заочно поспорил с другими оппозиционерами о том, этично ли помогать жителям Курской области, к которым пришла война. «Новая-Европа» поговорила об этом с волонтерами

Софья Каневская, специально для «Новой газеты Европа»

Люди, эвакуированные из зоны боевых действий между российскими и украинскими войсками в Курской области, сидят рядом с палатками в пункте временного размещения в Курске, 12 августа 2024 года. Фото: AP Photo / Scanpix / LETA

В российском оппозиционном пространстве возникла заочная дискуссия о том, насколько этично помогать мирным россиянам, оказавшимся в зоне наступления войск Вооруженных сил Украины. Бои в Курской области ведутся уже больше недели, по словам Главкома ВСУ, Украина контролирует 74 российских населенных пункта. 

Жители Суджанского района Курской области записали обращение к Владимиру Путину, в котором заявили, что их никто не эвакуирует. Они заявили, что город «за несколько часов был превращен в руины». Люди из Суджи рассказывали «Новой-Европа» о том, как самостоятельно выбирались под обстрелами. Российские власти сдачу города не признают.

«Антивоенный комитет России» 11 августа опубликовал объявление с информацией для тех, кто хотел бы помочь жителям Курска и области. В публикации указаны ссылки на российские банковские счета и адреса точек сбора помощи в Воронеже, Казани и Москве. В первую очередь люди, согласно сообщению, нуждаются в спортивной практичной одежде, обуви, одеялах, постельном белье и спальных мешках. 

Основатель «Форума свободной России» Гарри Каспаров раскритиковал этот призыв.

«Мы считаем неприемлемыми сбор средств через структуры путинского режима и участие в кампании по поддержке группы перемещенных лиц, среди которых могут быть участники или пособники преступной войны», — говорится в заявлении. Совет Форума отметил важность гуманитарного фактора, но подчеркнул, что помощь жителям регионов, занятых ВСУ, должны предоставлять украинские военные, государственные и общественные структуры, а также международные гуманитарные организации.

Тем временем журналисты украинского канала ТСН («Телевизионная служба новостей») смогли попасть в Курскую область на контролируемую украинскими военными территорию.

Корреспондентка Наталья Нагорная рассказала, что город Суджа не сильно разрушен, и показала кадры городских улиц.

По ее словам, большинство повреждений — от авиабомб, сброшенных российской армией. Нагорная также сообщила, что местные жители пожаловались на отсутствие эвакуации.

В городе, по данным украинских журналистов, осталось около 100 человек. Некоторые остаются в подвалах и говорят, что у них осталось критически мало еды. Корреспондентка сказала, что украинские военные завезли в Суджу гуманитарную помощь: воду, консервы, печенье, сухофрукты. Телеканал также показал кадры разгрузки привезенных коробок с едой. 

Очередь за гуманитарной помощью для жителей Курской области, эвакуированных из приграничных с Украиной населенных пунктов, 11 августа 2024 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Reuters / Scanpix / LETA

Командир спецназа «Ахмат» тем временем утверждает, что ВСУ не контролируют Суджу и что там находятся российские военные.

«Антивоенный комитет России» уточнил 14 августа, что рассматривает наступление ВСУ «как реализацию Украиной права на самооборону». «Мы сожалеем, что российские граждане пострадали от военных действий, но нужно помнить, что причина этих страданий — агрессивная война, развязанная Путиным. Мы верим, что украинская армия, в отличие от ее врага, будет соблюдать Женевскую конвенцию и прилагать все усилия к ограничению ущерба некомбатантам», — отмечается в заявлении. 

Музыкант Noize MC (Иван Алексеев) после того, как ВСУ прорвались через границу, обратился к российским подписчикам в инстаграме и опубликовал информацию о проекте «Разместим», который помогает скоординировать людей, нуждающихся во временном жилье, и тех, кто готов их приютить. Артист также рассказал о точках сбора гуманитарной помощи в Москве и Санкт-Петербурге. Его примеру последовали и другие лидеры мнений, которые публично выступают против войны в Украине, развязанной РФ. 

Журналистка Катерина Гордеева написала в своем телеграм-канале, что люди бежали из своих домов в Судже в чем были, подхватив детей и первое попавшееся под руку.

«У них ничего нет. Эти люди бегут от войны, которая пришла в их дом, они напуганы и растеряны»,

— добавляет она. 

Гордеева опубликовала ссылку на волонтерский проект «Домик добрых дел», который помогает беженцам в Курске, проект «Разместим», а также оставила информацию о точках сбора в Москве и Санкт-Петербурге.

Интервьюер Юрий Дудь тоже сообщил своим подписчикам о проекте «Разместим» и написал: «Всем пострадавшим — сочувствие. Всем потерявшим близких, — соболезнования. Путину и всем ответственным за эту войну — скорейшего и честного суда». 

Проект «Разместим» в этом мае создала команда политика Максима Каца. Выглядит это как доска объявлений в Телеграме, где предлагают бесплатное временное жилье людям, живущим в Белгороде, в приграничных районах Белгородской, Курской и Воронежской областей и находящихся в опасности из-за войны. «Наша инициатива — это во многом кустарщина, но помочь каким-то конкретным людям — это уже очень большое дело.

Может быть, удастся поставить власти в неудобное положение, когда они будут просто вынуждены позаботиться о гражданах — чтобы не выглядеть слишком скверно на фоне оппозиции, которая по-настоящему думает о россиянах»,

— говорилось в объявлении о запуске проекта. 

Объявления о поиске жилья и о размещении в телеграм-канале «Разместим» проходят базовую премодерацию. При этом организаторы предупреждают, что не могут давать гарантий, и призывают следовать рекомендациям по безопасности. 

Координатор «Разместим» Инга в разговоре с «Новой газетой Европа» рассказала, что с 6 августа они получили примерно 300 заявок на размещение объявлений. Где-то 80% из них — это предложения помочь, а остальные — просьба о помощи с размещением. При этом, отмечает собеседница, если 100 человек опубликовали объявление о том, что они хотят помочь, это значит, что, скорее всего, 100 человек получат помощь. Дело в том, что люди, которым требуется размещение, часто идут напрямую в личку к авторам объявлений о возможности приютить. 

Эвакуированные из приграничных с Украиной районов Курской области стоят в очереди за гуманитарной помощью, Курск, 12 августа 2024 года. Фото: AP Photo / Scanpix / LETA

Ранее в «Разместим» занимались помощью жителям Белгорода. Сейчас силы в основном уходят на Курск. 

— Людей, которые готовы помочь, очень много, потому что, мне кажется, это всегда случается, особенно в России: когда любой катаклизм или что-то такое, люди всегда объединяются и в первое время очень сильно помогают, — делится Инга. 

Она поясняет, что поскольку идейный вдохновитель проекта — Максим Кац, его аудитория часто состоит из антивоенно настроенных граждан. По мнению девушки, предоставить помощь для них — это также «давно забытый способ как-то поучаствовать и высказаться против войны». 

— Почему важно помогать? Мне кажется, по одной простой причине. Это мирные люди, которые страдают, у которых разрушаются дома, которые находятся не в безопасности, — объясняет Инга. — Почему это этично? Во-первых, потому что по большей части люди, которые в нашем проекте предлагают жилье, — это аудитория изначально либеральная. Большинство людей, которые предлагают помощь, — это люди наших взглядов. И мне кажется, что активность в том числе происходит из-за того, что в российском обществе просто задушены любые возможности проявлять инициативу и хоть что-то делать вместе. Сектор НКО практически полностью разгромлен. Мне кажется, что люди цепляются просто за любую возможность почувствовать себя участником гражданского общества. Это же происходило, например, с подписями за Бориса Надеждина, когда очереди стояли. 

Нам помогают россияне, которые живут в России. Это их сограждане, и все события происходят рядом с ними. Это россияне, которые помогают россиянам. Помогают мирным гражданам своей страны, которые в данный момент находятся в опасности. Понятное дело, есть люди, которые считают, что не надо помогать людям из Курска, из Белгорода и так далее, потому что единственный способ помочь — это донатить деньги в ВСУ, мы с такими людьми не общаемся, потому что они к нам и не придут. 

Noize MC через несколько дней после поста с информацией о помощи написал, что его за это раскритиковали. Он еще раз прояснил свою позицию: 

«Когда я помогал украинцам, меня проклинали zоотечественники. Когда я помогал карабахским беженцам, за дело взялись азербайджанцы. Когда я помогал израильским жертвам хамасовской резни 7 октября, в меня не плюнул только ленивый. Но когда я стал помогать мирным жителям своего родного Черноземья, ленивые взяли себя в руки и поднялись с диванов. […]

Война — говно. Войны быть не должно. Но пока агрессор не получает по зубам, он не успокаивается и не отступает, а следовательно, война продолжается — в этом и проблема. Поэтому ДА, Я ЖЕЛАЮ УКРАИНЕ ПОБЕДЫ. И я на эту победу тоже работаю. Что никак не мешает мне сочувствовать мирным жертвам на российской стороне. И таких, как я, — много. Здесь нет никакого противоречия. Когда раковому больному назначают химиотерапию, ему от нее очень хуево. Но не лечить рак — еще хуевее».

В Санкт-Петербурге точка сбора помощи пострадавшим в Курской области открылась в бывшем штабе антивоенной кандидатки в губернаторы Людмилы Васильевой.

Координатор точки анонимно рассказал «Новой-Европа», что волонтеры работают там с 10:00 до 22:00. Рук, по его словам хватает, у них есть так называемый «мобилизационный резерв на случай каких-то запар». Однако волонтеры очень нуждаются в людях, готовых на своей машине загрузить вещи и довезти их до Курска. Расходы при этом волонтеры готовы компенсировать — у них в публичном доступе опубликованы реквизиты, на которые любой желающий может оформить пожертвование на любую сумму. Затраты на логистику они уже посчитали и запланировали. 

— Мы работаем в коалиции, так сказать, демократических гуманитарных сил, — поясняет собеседник «Новой-Европа». В ней представлено несколько организаций: «Гражданская инициатива», партия «Рассвет», движение «Мягкая сила», «Депутатская Академия». Борис Надеждин и Екатерина Дунцова помогают. У нас есть ребята в Курске, которые нам сообщают, что нужно, и осуществляют логистику на местах. Наша задача — довезти вещи до Курска. 

Наша позиция: мы видим, что люди в Курской области сейчас находятся в беде. Там буквально творится гуманитарная катастрофа: десятки тысяч беженцев, в частности, пожилых людей и детей.

Путин им выделили 10 тысяч рублей, но мне кажется, это не то чтобы решает проблему. Мы видим, что проблема есть, а решения ее нет. Мы со своей стороны считаем необходимым помочь людям, попавшим в беду. Нам не важна их позиция, нам важно, что люди в беде. Мы можем и хотим им помогать, мне кажется, это самое важное. 

Российский «Красный крест» (РКК) также занимается помощью пострадавшим от боевых действий жителям Курской области. Проект открыл отдельную горячую линию «в связи с огромным количеством обращений по розыску граждан», которые не выходят на связь с родными, рассказала RTVI руководитель отдела РКК по восстановлению семейных связей Дарья Меркулова. По ее словам, за два дня к ним поступило более тысячи заявок на розыск людей, больше всего — из Курска. 

Беженцы из приграничных с Украиной районов около офиса Красного креста в Курсе. Фото: VK

РКК остается членом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, куда входит и Международный комитет Красного Креста. Организации являются равноправными партнерами и при необходимости помогают друг другу с финансированием проектов.

В феврале журналисты Медузы опубликовали расследование, основанное на утечке внутренних документов администрации президента России, о том, что сотрудники Российского Красного Креста работают на оккупированных украинских территориях. 

По данным МЧС, из приграничных сел, деревень и городов Курской области выехало более 76 тысяч человек.

При ЧС федерального характера, а именно такой режим ввели в Курской области, пострадавшим полагается финансовая помощь: 

До этого Путин объявил о единоразовой выплате в 10 тысяч рублей жителям обстреливаемых районов, которые добровольно покинули свои дома.