Труды и дни митрополита Илариона. Бывший фаворит патриарха Кирилла получил венгерский паспорт, стал владельцем зарубежного поместья, вступил в сложные отношения со своим келейником и угрожал ему в проповедях и переписке
Сюжеты · Общество

Труды и дни митрополита Илариона

Бывший фаворит патриарха Кирилла получил венгерский паспорт, стал владельцем зарубежного поместья, вступил в сложные отношения со своим келейником и угрожал ему в проповедях и переписке

Иван Жеянов, специально для «Новой газеты Европа»

Митрополит Иларион дает интервью агентству Reuters в Москве, 16 мая 2014 года. Фото: Максим Шепетов / Reuters / Scanpix / LETA

Пролог. Как стало известно о скандале в Венгерской епархии

11 марта в блоге Андрея Кураева вышла заметка «Спасти митрополита Илариона»:

Запись в блоге Андрея Кураева. Скриншот

В посте Кураев намекал на возможный сексуальный скандал вокруг Илариона (в миру Григория Алфеева). Гурий Шалимов — епископ РПЦ, который в 1999 году был отстранен от управления Корсунской епархией с центром в Париже после обвинений в домогательствах и назначен на Магаданскую кафедру.

Заметка Кураева осталась почти не замеченной публикой. Однако уже через три дня, 14 марта, РИА «Новости» опубликовало статью о «крупной краже в Венгерской православной епархии» с нетипичной для новостных сводок припиской в конце: «Источник уточнил, что имя подозреваемого не разглашается в интересах следствия, и напомнил (выделение «Новой-Европа»), что кража в крупном размере, согласно Уголовному кодексу Венгрии, наказывается лишением свободы на срок от одного до пяти лет».

Если зайти на сайт прихода во имя Святой Троицы в Будапеште, где служит Иларион, можно заметить, что в первых числах января из ленты новостей пропадает юноша, который до этого присутствовал на фотографиях и трансляциях с почти всех литургий.

Фото: Приход во имя Святой Троицы

Позже именно он появляется в базе розыска венгерской полиции по статье о краже под именем Георгий Сузуки.

Скриншот из базы розыска

«Новой-Европа» удалось связаться с Георгием, который рассказал свою историю. Мы также получили комментарии митрополита Илариона (Алфеева).

Сузуки обвиняет митрополита Илариона в сексуальных домогательствах. Иларион же заявляет, что за Георгием стоит «женщина, которая называет себя его матерью» и которая пыталась шантажировать митрополита, требуя компенсации за якобы причиненный ее сыну моральный ущерб.

Эпизод 1. Как глава церковного МИДа оказался в ссылке и обрел нового келейника

Митрополит Иларион — некогда правая рука патриарха и второй человек в РПЦ. С 2009 года он был председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (фактически церковного МИДа) и часто упоминался в СМИ в качестве потенциального преемника Кирилла. Однако в июне 2022 года без объяснений причин он был отправлен в Венгрию, получив назначение на кафедру митрополита Будапештского и Венгерского, главы одной из самых крошечных епархий РПЦ.

Тогда СМИ связывали это загадочное отстранение с «антивоенной позицией» митрополита, называя его смещение «отставкой года», а сам Иларион комментировал свое понижение так: «Можете считать, что дорога сделала очень крутой поворот, я в него не вписался и оказался на обочине».

Источники в РПЦ, близкие к Синоду, утверждают, что для Илариона это решение было шоком, а о своей отставке он узнал уже после подписания соответствующих документов. В прессе также обсуждалось, что причиной ссылки Илариона якобы могло стать желание патриархии иметь своего высокопоставленного представителя (чуть ли ни доверенное лицо патриарха) на территории Евросоюза.

В то же время восемнадцатилетний Георгий Сузуки, православный юноша из русско-японской семьи, предложил ему себя в качестве келейника. До этого он уже состоял в переписке с Иларионом, и, по словам Георгия, ему хотелось поддержать иерарха, лишившегося своей должности, и стать учеником митрополита.

Иларион согласился и пригласил Сузуки на работу в приход во имя Святой Троицы. В октябре 2022 года юноша приехал в Будапешт.

Эпизод 2. Как митрополит оказался в постели своего келейника

Сузуки говорит, что первое время жил в своей келье и виделся с митрополитом только по делам, к которым обязывало его послушание, но уже через несколько недель Иларион предложил ему переехать в комнату своей квартиры для помощи по хозяйству. Георгий согласился и переселился в покои митрополита.

Вот как он рассказал об этом в интервью «Новой-Европа»:

В ноябре Иларион отвез Сузуки на дачу во Франции, которая, как утверждает Георгий, принадлежит митрополиту («Новой-Европа» известен адрес дома, расположенного на Женевском озере, в настоящий момент мы устанавливаем его официального владельца). Там Георгий заболел и несколько дней пролежал с высокой температурой. Тогда, по его словам, и произошел его первый физический контакт с митрополитом: во время очередного приступа жара Иларион раздел Георгия до трусов и лег к нему в кровать, якобы для того, чтобы согреть юношу.

Как вспоминает Георгий, с тех пор они все чаще начали проводить время в постели вместе. Сначала Иларион приходил «проверить» юношу из-за болезни, потом, когда они вернулись в Венгрию, стал навещать его по вечерам, а в конце концов и регулярно спать вместе с Георгием. При этом непосредственно до сексуального акта, как утверждает Георгий, дело не дошло.

По словам Сузуки, он находился под постоянным психологическим давлением, а в сентябре 2023 года, когда попытался высказать недовольство, начал получать от Илариона угрозы: митрополит заявлял, что в случае расставания у юноши могут быть проблемы.

Через некоторое время Сузуки задал митрополиту вопрос: «Что будет, если я вас брошу?» — и записал ответ Илариона на аудио. На записи Иларион говорит, что Георгию «будет плохо» и у него «ничего не сложится».

С тех пор Георгий начал чаще записывать происходящее с ним — якобы для обеспечения собственной безопасности.

На еще одной записи Иларион запрещает Сузуки надевать пижаму перед сном. Георгий говорит, что ему холодно, но Иларион отвечает: «Не холодно тебе» (аудиозапись есть в распоряжении редакции).

По словам Сузуки, митрополит говорил, что хочет «чувствовать его кожей» и «как отец укладывать». Несколько раз Георгий запирал комнату — тогда Иларион стучал в дверь, и Георгию приходилось открывать. Сузуки рассказывает, что иногда он избегал ночных контактов с Иларионом, ссылаясь на плохое самочувствие, и это сильно злило митрополита — на следующий день он был нервным.

В распоряжении редакции есть видеозаписи, на которых Иларион в нижнем белье сидит на кровати с почти обнаженным Сузуки.

О домогательствах со стороны Илариона Георгий подробно рассказал в интервью:

При этом сам Иларион убеждал Георгия, что им необходимо жить вместе. На одной из записей он утверждает, что особняк в Венгрии (о нем позже) он купил «чтобы Георгий был там с ним», на другой — рассказывает, что «все келейники ушли от него по одной причине, и этой причиной была женщина».

Сузуки рассказывает, что атмосфера в доме Илариона была такая, что выражать несогласие с митрополитом было невозможно. Ключевую роль, по его словам, в этом играл второй, более опытный, келейник Илариона Вячеслав Ли, который унижал Георгия и ссорил его с матерью Вероникой Сузуки, когда та приезжала навестить сына. На одной из записей, которую сделал Сузуки, Ли беседует с Иларионом и говорит, что «его [Георгия] кто-то должен воспитывать очень жестко и больно, через слезы и боль».

Диакон Вячеслав Ли в разговоре с корреспондентом «Новой-Европа» рассказал, что его слова связаны с профессиональной некомпетентностью Сузуки. Ли утверждает, что во время визитов в Венгрию своей матери Георгий не выполнял свои обязанности помощника диакона, из-за чего дополнительная работа ложилась на самого Ли.

Иларион называет обвинения в сексуальных домогательствах со стороны Георгия Сузуки беспочвенными и обещает подать судебный иск о клевете. Не отрицая подлинности сделанных Сузуки «незаконных» записей, митрополит подчеркивает, что секса с келейником у него не было. Тему своих отношений с Георгием он считает слишком личной и развивать ее не готов. Иларион также заявил, что не считает возможным комментировать конфликт по существу, поскольку Сузуки якобы разыскивается Интерполом (редакция «Новой-Европа» направила запрос в Интерпол с просьбой подтвердить или опровергнуть это заявление). «Если я начну что-то говорить, это может повредить [следствию]», — сказал Иларион. Он отказался отвечать и на вопрос о том, принадлежит ли ему недвижимость во Франции, где, по словам Сузуки, они вместе проводили время.

Эпизод 3. Как Иларион на публику борется с гомосексуалами

Публично Иларион неоднократно критиковал католическую церковь за разрешение благословлять ЛГБТ-персон и подчеркивал важность защиты «традиционных ценностей».

В 2021-м он одобрил российский закон о запрете пропаганды «нетрадиционных ценностей», заявив, что «такие же законы нужно вводить и в других странах».

В 2018-м Иларион выступил с «научным» утверждением о том, что «сексуальная ориентация не является врожденной, а складывается в раннем детстве и юности».

Иларион даже утверждал, что при желании можно «вернуть» человека к «традиционной» ориентации. «Пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином», — говорил он в 2018-м.

Эпизод 4. Как Иларион стал владельцем поместья в Венгрии

По словам Сузуки, все свободное время Иларион проводит за развлечениями. Есть лишь одно формально-каноническое ограничение: нельзя пропускать в приходе больше трех воскресений подряд, чтобы не вызвать лишних подозрений прихожан и обвинений в нарушении Апостольского правила. Следуя этому правилу, митрополит планирует свои яхт-туры и путешествия на горнолыжные курорты так, чтобы успеть вернуться в Будапешт к воскресной службе.

Фотографии предоставлены Георгием Сузуки

Некоторые из фотографий, которыми поделился Сузуки, указывают на то, что и он сам наслаждался небедной жизнью с Иларионом: вместе они ходили по ресторанам, отдыхали на горнолыжных курортах, а в свободное время юноша занимался парусным спортом.

Фотографии предоставлены Георгием Сузуки

За время совместной жизни у Сузуки в телефоне накопились свидетельства роскошной жизни иерарха. Например, договор на покупку поместья площадью 2360 квадратных метров за 2.150.000 евро в пригороде Будапешта.

Особняк в пригороде Будапешта. Фотографии предоставлены Георгием Сузуки

Согласно контракту, в особняке Илариона есть 14 комнат, бассейн, тренажерный зал, винный погреб и парковка на шесть машин.

План особняка, предоставленный Георгием Сузуки

На одной из записей, сделанных Георгием, Иларион рассказывает, как продал коллекцию дорогого вина, чтобы купить в свой дом мебель на 15 тысяч евро.

На другой записи Иларион говорит, что получил деньги на особняк от продажи своей квартиры на Арбате и пожертвования от «спонсоров». По словам Георгия, Иларион убедил своих спонсоров, что деньги пойдут на строительство скита, то есть монашеской обители. Именно «скитом» Иларион называет свой дом на записи, но потом поправляется и признает, что владеет «замком».

В роскошном особняке Иларион проводит свободное время, принимает гостей, устраивает застолья и катается на электросамокате.

Георгий утверждает, что среди спонсоров Илариона могли быть несколько крупных бизнесменов, в том числе находившихся под санкциями, например — Дмитрий Пумпянский, Год Нисанов, Петр Авен и Валерий Коган (редакция отправила запросы представителям бизнесменов с просьбой прокомментировать эту информацию).

О встрече с Авеном, на которой Иларион будет говорить с ним «один на один», чтобы «понять, будет ли он помогать», митрополит рассказывает на еще одной записи, сделанной Сузуки.

Иларион не отрицает, что является собственником поместья в Венгрии. Он утверждает, что объяснять покупку недвижимости и его немонашеский образ жизни нужно «авторскими гонорарами», которые он получал за свои многочисленные книги и фильмы, о которых «можно прочитать в Википедии». Иларион заявляет, что спонсорских денег на покупку поместья в Венгрии он не получал. Одновременно митрополит уточняет у корреспондента «Новой-Европа», назвал ли Георгий Сузуки имена спонсоров, и настаивает, что поместье планируется как «скит» и «даже монастырь».

Справка «Новой-Европа»:

Ранее «Новая газета» писала о наличии у Илариона элитной недвижимости в жилом комплексе Nostrum II в Испании стоимостью 950.000 евро, а сам митрополит признавал, что у него есть еще и четырехкомнатная квартира на Третьяковской. В открытых источниках также можно найти информацию о том, что на митрополита зарегистрирована машина Genesis G90 стоимостью 5 миллионов рублей. Номер машины легко пробивается через поисковые боты: в реестре «Ингосстраха» цель использования указана как «личная».

Учрежденный Иларионом в годы его работы в Москве благотворительный фонд «Познание» активно продолжает собирать пожертвования, часть из которых, например, расходуется на издание книг и фильмов митрополита, а также на поддержание его видеоблога. На официальном сайте фонда утверждается, что он организует студенческий и профессорско-преподавательский обмен с такими структурами, как Вселенский патриархат или Фрибургский университет, с которыми РПЦ (как и любые другие организации в России) не поддерживают контактов после начала войны в Украине.

Как писала «Новая газета» в 2019 году, некоторое время главным московским фаворитом Илариона был молодой иеромонах Иоанн (Копейкин), ныне проживающий в Швейцарии. При поддержке Илариона после Пензенского духовного училища он поступил в престижный Фрибургский университет в Швейцарии, а затем возглавил магистратуру Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) РПЦ, ректором которой был Иларион. По неофициальным данным, в настоящее время Копейкин занимается бизнесом в Швейцарии.

С именем иеромонаха Иоанна связывают довольно крупную по меркам РПЦ аферу — когда АНО «Центр Познание», издающая все официальные учебники для учебных заведений РПЦ, была выведена из структуры ОЦАД и включена в структуру фонда «Познание», единственным учредителем и бенефициаром которого является Иларион. Таким образом, по крайней мере до 2022 г., все деньги, выделяемые РПЦ на учебники, проходили через Илариона, а не через ОЦАД.

Эпизод 5. Как Иларион заручился поддержкой правительства страны НАТО и стал венгром

В течение своей ссылки в Венгрию Иларион исполнял роль посредника между РПЦ и Западом и встречался с высшими чинами Католической церкви, включая папу римского. В июне 2023 года СМИ даже писали о посредничестве Илариона в передаче украинских пленных Венгрии.

Фото предоставлено Георгием Сузуки

Иларион не скрывает своей дружбы с первыми лицами Венгрии. Они были частыми гостями в его храме, и за год жизни с митрополитом у Георгия накопилось с ними множество совместных фотографий.

Например, вот Жолт Шемьен, вице-премьер-министр Венгрии вместе и Иларионом, Георгием и Вячеславом Ли.

Фото предоставлено Георгием Сузуки

Шемьен позиционирует себя как друг РПЦ. В 2022 он даже получил от патриарха Кирилла орден Славы и Чести ІІ степени. Причем вручал ему орден митрополит Иларион.

Еще один кадр, сохранившийся в телефоне Георгия, — венгерский паспорт Илариона, в котором в графе гражданство указано «венгр».

Фото предоставлено Георгием Сузуки

На фотографии документа видно, что дата выдачи всего на три месяца отличается от даты назначения Илариона в Венгрию. То есть гражданство страны Иларион получил в течение нескольких недель после въезда в страну — неслыханный прецедент для страны Евросоюза, возможный только в случае прямой санкции первых лиц.

Эпизод 6. Как Иларион пытался подкупить бывшего келейника и сам стал жертвой его жадности

В январе 2024 Георгий решил бежать. Убедив Илариона в том, что ему требуется сдать анализ крови в Будапеште, он покинул территорию прихода, уехал из страны и вернулся в Японию.

Перед отъездом он взял из дома Илариона дорогие часы и деньги на общую сумму в 30 тысяч евро. Сузуки утверждает, что после многих месяцев жизни в страхе он не смог здраво оценить ситуацию и решил, что наличие ценностей Илариона поможет ему избежать дальнейшего давления со стороны митрополита, о чем он даже сообщил японскому посольству. Именно в связи с этой «компенсаторной» кражей в Венгрии и было открыто уголовное дело против Сузуки.

После побега Георгия Иларион отправлял ему письма с извинениями и вел с семьей Сузуки торги о сумме, за которую она согласилась бы забыть о случившемся (копии писем есть в распоряжении редакции). Одно из первых писем, которое Иларион отправил Георгию после побега, митрополит озаглавил: «Прощение». В нем он говорит о том, что деньги будут «свидетельством искреннего сожаления обо всех допущенных ошибках».


В одном из следующих сообщений Иларион говорил о своем раскаянии и мыслях о суициде:


Поначалу Иларион предложил выплачивать Георгию по 2000 евро ежемесячно, но потом согласился на предложение матери Георгия Вероники Сузуки разово выплатить деньги на 16 лет вперед. По словам Вероники, она поняла, что больше не может верить обещаниям митрополита, и отказалась от своего предложения.


Иларион настаивает, что речь идет о шантаже со стороны Вероники Сузуки. По его словам, изначальной причиной его конфликта с Георгием могла быть алчность его матери. «Женщина, которая увидела, что у меня, как она считает, много денег, решила, что нужно этим воспользоваться», — говорит Иларион.

Эпизод 7. Как Иларион угрожал келейнику в проповедях

После того как семья Георгия перестала отвечать на письма Илариона, он начал обращаться к ней в своих проповедях, зашифровывая в них послания Георгию и его матери (которую митрополит называет «эта женщина»).

Одну из проповедей Иларион посвятил сыну библейского праотца Ноя Хаму, который увидел отца без одежды и начал насмехаться над ним, за что был проклят. По словам Илариона, «сегодня хамов грех — очень распространен, и есть даже целые издания, которые специализируются на публикации подобных кадров».

Вот еще один пример публичного обращения Илариона к Георгию. Видео на его просветительском портале «Иисус» под названием «Потому что был вор», явно отсылающее к краже, которую совершил Георгий.

Обложка видео, опубликованного на YouTube-канале Илариона

В видео звучит фраза «если Иуда начал воровать, значит, в его жизни появилась иная ценность помимо учителя».

Один отрывок видео не оставляет сомнения в наличии зашифрованного послания семье Георгия. Вероника Сузуки неоднократно рассказывала Илариону, что больна аутоиммунным заболеванием, и даже приезжала в Венгрию на лечение. В видео Иларион говорит: «Нельзя исключать, что он воровал для благой цели. Например, что у него была мать, которая нуждалась в дорогостоящем лечении».

В разговоре с «Новой-Европа» Иларион утверждает, что не использовал проповедь как угрозу семье Сузуки, а лишь «вдохновлялся образом». Затем митрополит добавляет, что в случае публикации истории, рассказанной Георгием, к «существующим уголовным статьям… добавятся новые», в частности обвинения в использовании поддельных документов, а также в клевете.

После разговора с «Новой-Европа» Иларион срочно вылетел в Москву. Наши источники в РПЦ считают, что митрополит мог использовать эту поездку для дополнительных консультаций о последствиях скандала.

Эпилог. Прения сторон

Власти Венгрии по-прежнему ведут расследование о краже в Венгерской епархии РПЦ и разыскивают Георгия Сузуки.

Иларион также может обвинять Сузуки в несогласованной съемке на частной территории и использовании поддельных документов (водительских прав). В одном из писем, которыми Георгий поделился с редакцией, митрополит также обвиняет своего келейника в хранении детской порнографии, о чем он якобы узнал, получив доступ к истории браузера на телефоне Георгия. Мать Георгия, Веронику Сузуки, Иларион может обвинять в вымогательстве и шантаже.

Георгий Сузуки признает, что взял вещи митрополита и занимался съемками, но подчеркивает, что сделал это для собственной защиты. Обвинения в хранении детской порнографии Георгий полностью отрицает. Он признает, что смотрел порно на своем телефоне и даже регистрировался на сайтах для гей-знакомств. Сейчас он называет это «грехом», но говорит, что его действия противоречили церковной морали, но не закону.

Вероника Сузуки утверждает, что деньги были нужны ей только для компенсации психологического ущерба Георгия и оплаты врачей. По ее словам, после случившегося Георгий регулярно посещает психолога с психотерапевтом и практически не выходит из дома.

Независимый эксперт по РПЦ на условиях анонимности подтвердил «Новой-Европа», что в окружении Илариона давно ходят слухи о его отношениях с прислужниками. Однако действия Георгия, по словам эксперта, похожи на распространенную в церкви практику, когда молодой человек добивается доверия иерарха и даже ищет интимных отношений с ним для последующего шантажа. «Ситуация, когда какой-то послушник втирается в доверие к архиерею, получает фотографии его частной жизни и потом требует за них выкуп, довольно распространена», — говорит эксперт.

Адвокат, якобы представляющий интересы Георгия Сузуки в Венгрии (его контакт редакции передал сам Георгий), но отказавшийся называть свое имя, утверждает, что обвинения Илариона несостоятельны. По его словам, съемка на частной территории не является нарушением закона «если намерением не является незаконное получение доступа к частной или коммерческой тайне». Говоря об обвинениях Георгия в краже, адвокат утвержает, что ключевым фактором в определении его вины является мотивация: «Если Георгий забрал предметы, чтобы сохранить их, или вернул их только за вознаграждение (например, для получения оплаты), это будет считаться кражей. Если бы он захотел использовать это как инструмент или рычаг для переговоров, это было бы расценено как кража. Если бы его намерением было вернуть их сразу по прибытии в Японию, это не было бы кражей, поскольку в нем отсутствует намерение “незаконно присвоить их”». На вопрос о состоятельности обвинений матери Георгия в шантаже адвокат ответил так: «Ведение переговоров по каким-либо законным претензиям, даже от имени другого лица, не является шантажом. Однако если претензия незаконна и переговоры включают в себя вымогательство, это может быть шантаж. Например, упоминание о том, что личная жизнь человека окажется под угрозой, если он/она не примет предложение, может быть расценено как шантаж. Особенно если претензия неправомерна и угроза реальна».

— Готовится публикация, связанная с кражей, которая произошла в вашей епархии. Если можно, я бы хотел задать вам несколько вопросов об этом.

— А вы считаете, что нужно на эту тему давать публикации и мне отвечать на вопросы? Там идет следствие, человек находится в розыске через Интерпол. Если я начну что-то говорить, это может навредить.

— Понимаю. Но скажу честно, я вижу, что история неоднозначная. Я бы хотел представить вашу точку зрения в публикации. Мне кажется, это важно.

— Но, скорее всего, у вас есть уже история от другой стороны.

— Да, я уже говорил с Георгием, он рассказал мне свою историю, и у меня возникло множество вопросов. В том числе к нему. Поэтому я вам и позвонил.

— Понимаете, я опасаюсь, что если я начну отвечать на вопросы, то в условиях, когда идет уголовное дело, когда делом занимается полиция, и человек находится в розыске… не знаю, насколько это будет вообще правильно.

— Дело в том, что то, что он мне рассказал, не имеет отношения к той статье, по которой он находится в розыске. Он рассказал мне о том, что совершил кражу, но также выдвинул и свои обвинения, связанные с преступлениями сексуального характера. Этически и профессионально правильно услышать, что вы по этому поводу думаете.

— Могу вам сказать, что эти обвинения беспочвенны.

— Он показывал мне записи, из которых складывается впечатление, что было домогательство с вашей стороны. Мне бы хотелось понять, как вы понимаете природу этих записей.

— Но я их не слышал. Как я могу их комментировать? Может быть, это сфабрикованные записи. Как я могу комментировать записи, которые вы слышали, а я не слышал? Может быть, нам их надо вместе послушать?

— Хорошо, давайте послушаем их вместе.

— А это аудиозаписи?

— В большинстве случаев — да.

— Ну давайте, присылайте.

— Я не знаю, имею ли я право присылать вам записи, который мне передал Георгий.

— Ну если вы в эту историю решили войти, то я могу комментировать только то, что я слышал.

— Понятно. В таком случае я мог бы включать вам эти записи прямо сейчас, если вы считаете, что правильно послушать их перед тем, как давать комментарий.

— Это аудиозаписи разговоров?

— Это аудиозаписи разговоров и… ну что уж скрывать, это видео, на которых вы с Георгием находитесь в спальне.

— И вы собираетесь публиковать эти видео?

— Нет, я считаю, что видео публиковать неэтично. Но аудиозаписи — да, поскольку на них речь идет не просто об отношениях двух людей, в которые я бы сам никогда не полез, а о возможном принуждении и угрозах. На одной из записей вы говорите Георгию, что если он от вас уйдет, то ему будет плохо, и у него ничего не сложится.

— Да, так оно и получилось.

— Я долго разбирался в этой истории, говорил и с Георгием, и с его мамой. Честно скажу, я не до конца понимаю, зачем Георгий делал эти записи. У вас есть ответ?

— Я вам скажу, зачем он их делал. Эта женщина, которая называет себя его матерью, — она в действительности не мать ему. Она при помощи этих записей пыталась получить от меня большую сумму, а именно 384 тысячи евро. Она два месяца терроризировала меня угрозами. Видимо, с этой целью он делал эти записи.

— Я уже говорил об этом с Вероникой, и она утверждает, что первым деньги предложили вы. За что?

— Он постоянно жаловался мне, у них в семье трудная ситуация, что его мать чуть ли не при смерти. Она сама мне об этом писала. Он очень опасался, что если он уедет, то у него не будет никаких денег, что я лишу его зарплаты и так далее. Вот когда он уехал, я еще не знал ни о записях, ни о краже, я подумал, что, может, у человека нервный срыв или еще что-то. Я предложил сохранить за ним на какое-то время зарплату. Но она совсем ждала другого и ждет, по-видимому. Она потребовала с меня вот такую сумму, которую я назвал. У меня есть вся переписка, которую она вела по электронной почте. Она даже прислала свой номер счета. Она написала, что это нельзя ни в коем случае посылать ему, что это должно прийти только на ее номер счета.

— Почему вы решили, что необходимо сохранить ему зарплату, если он украл у вас вещи?

— Так я потом узнал. Не сразу. После того как он уехал, я же не стал обыскивать все. Я не мог предположить, что человек, который был у меня иподиаконом, залезет в сейф и украдет вещи. Но потом, когда я должен был из этого сейфа что-то достать, я его открыл и обнаружил, что украдены вещи и деньги.

— Это сильно противоречит тому, что рассказала мне Вероника.

— Ну естественно.

— По ее словам и по переписке, которую она мне показывала, вы извинялись перед Георгием и именно в качестве компенсации предлагали ему деньги.

— Давайте пусть Вероника это все в суде расскажет. Будет судебный процесс, пусть она расскажет свою версию. Понимаете, если мы сейчас выложим все наши аргументы в прессу, то это будет неправильно. Дело находится в полиции. Человек находится в розыске через Интерпол. Они, конечно, понимают, что они это дело проиграют, поэтому они будет апеллировать к общественному мнению.

— Первое предложение о деньгах сделали вы. По переписке вы извинялись и именно в качестве компенсации…

— А она показала вам переписку, где требовала с меня 384 тысячи евро?

— Да, я видел переписку, где она просит у вас деньги на несколько лет вперед, и именно эта неоднозначность, в том числе, и побудила меня вам позвонить, чтобы прояснить ситуацию.

— Она не просила, а требовала, и не несколько, а на 16 лет вперед. Был прислан номер счета и было сказано, что если эти деньги не будут переведены, то ваша карьера будет разрушена. Ну там было много всего сказано. Я так всего не помню, это была очень большая переписка.

— Что двигало Георгием? Он планировал вас шантажировать с самого начала? Это был его план?

— Я думаю, что нет. Я думаю, что вот эта женщина, которая называет себя его матерью, планировала, что сначала он у меня поселится, войдет в доверие, а потом приедет она. Но когда начала приезжать она, то стало понятно, что такой человек не может находиться рядом с церковью. Я ей дал это понять, и тогда она начала эту историю. Он, к сожалению, человек, полностью от нее зависимый психологически. Все, что она говорит, он повторяет. Пока она была там, а последний раз она приезжала на семь недель, она требовала, чтобы мы оплачивали ей отель дорогой, чтобы мы ей оплачивали всякие поездки, чтобы мы ей оплачивали банные процедуры. Она так себя вела, что мы все понимали, что не может такой человек сесть нам на шею — она нас всех разорит. Ну тогда она решила другим путем получить эти деньги.

— То есть она отправила туда Георгия, чтобы получить деньги?

— Я не думаю, что она с самого начала отправила его, чтобы получить деньги. Ну не знаю! Теперь я не знаю. Я не могу сказать.

— И все-таки отправной точкой стали записи, при прослушивании которых кажется, что вы угрожаете Георгию. Угрозы имело место?

— Я ему сказал примерно следующее. Причем сначала у нас был этот разговор один раз, а потом он, видимо, уже под запись его со мной провел уже второй раз. Он сказал: «Вот вы мне сказали один раз, что если я уеду, то у меня ничего не сложится, то вся моя жизнь пойдет под откос». Я сказал: «Да». Он сказал: «А что вы имели в виду?» Ему сказал: «Ты увидишь». Я, естественно, не имел в виду… Я не предполагал, что он совершит кражу, я не предполагал, что его будет разыскивать полиция. Я просто понимал, в чьих руках он окажется. Я понимал, что он человек совершенно безвольный, беспомощный, абсолютно манипулируемый. Я видел, как им манипулировали другие люди, я видел, как он вообще очень поддается дурным влияниям. Я понимал, что если он уедет, то ничего хорошего в его жизни не будет. Так оно и произошло. Но произошло даже гораздо хуже, чем я мог себе это представить. Даже в страшном сне я такого не мог представить. Какие-то человеческие отношения между людьми — в них бывает всякое, но вот такое развитие событий я, конечно, предвидеть не мог, хотя я, конечно, понимал, что от этой женщины можно ожидать чего угодно. Поэтому я категорически воспрепятствовал тому, чтобы она… Она хотела у нас поселиться, она смотрела квартиры в нашем церковном доме. Квартира, в которой мы ее поселили, ей не понравилась. Она сказала, что ей нужна другая квартира. У нас там жила монахиня, она сказала, что квартира вот той монахини ей подойдет, и так далее. То есть это было желание внедриться жить за наш счет. А когда это не получилось — ну она решила вот так.

— В числе прочего Георгий рассказывает про Вячеслава Ли и давление, которое он испытывал с его стороны. Он показал мне запись, на которой Вячеслав говорит, что Георгия нужно воспитывать очень жестко и больно. Что это за запись?

— Георгий, когда приехала вот эта женщина, называющая себя его матерью, вообще перестал исполнять свои обязанности. Он был старшим иподиаконом. Он должен был готовить службу, готовить облачения, обзванивать других иподиаконов и спрашивать, кто придет, кто не придет, кто будет с чем стоять, кто с дикирием, кто с трикирием, кто будет облачения гладить и так далее. Это были его прямые обязанности. Он просто на все это наплевал. Он перестал приходить на службу. Он даже никого не предупреждал. У нас служба начинается в 7:45 утра. С утра мы начинаем готовиться к службе, понимаем, что облачений нету, что иподьяконы не оповещены. У нас есть один иподьякон, который живет в Австрии, и он приезжает специально на службу. Я его спросил: «Почему ты не приезжаешь?» Он мне говорит: «А мне никто не говорил, что служба будет». То есть он с момента приезда своей матери фактически перестал исполнять свои обязанности, при этом он ни с кем даже не договаривался. В итоге все это делал Вячеслав, который является дьяконом, а не иподиаконом.

— Георгий рассказывал про вашу роскошную жизнь и дом в пригороде Будапешта. Это ваш дом?

— Вы загляните в Википедию на страницу, посвященную мне, и посмотрите список моих книг, список фильмов, которые я снял, и попытайтесь представить: если человек столько написал и столько сделал, он же кое за что получает гонорары? Это же не не просто с крестин или с отпеваний. У меня есть авторские гонорары. У меня есть книги, которые издаются по 14 раз. Книги, которые издаются на разных языках.

— И это куплено не на деньги ваших спонсоров?

— Нет, конечно. Это куплено на мои личные деньги.

— То есть Пумпянский, например, не участвовал в этом?

— Пумпянский в этом не участвовал. Он вам и спонсоров назвал, да?

— Да, Георгий назвал ваших спонсоров и предоставил запись, на которой вы говорите, что дом был куплен не только на частные, но и на их деньги. А еще на этой записи вы говорите, что этот дом планировался как скит.

— Да, он планировался и сейчас планируется. Как монастырь даже.

— И тем не менее вы живете в нем?

— А почему я не должен в нем жить?

— Не знаю, я просто спрашиваю.

— Там живу я, там живет одна монахиня, там жил некоторое время Георгий.

— И факт…

— Это будет или монастырь, или архиерейское подворье, или скит.

— И факт наличия французской дачи вы тоже не отрицаете?

— Послушайте, вы что, меня допрашиваете?

— Я лишь пытаюсь понять, что на самом деле произошло.

— Произошло то, что женщина, которая увидела, что у меня, как она считает, много денег, решила, что нужно этим воспользоваться. Сначала она хотела поселиться сама у нас в этом же самом скиту или монастыре, который будет, или в нашем же церковном доме. Она у нас просто… Она жила семь недель, мы столько не потратили ни на кого никогда, сколько на нее. Ну и потом она решила вот таким образом получать деньги. Описать мое имущество, мою недвижимость. Я не думаю, что я должен вам отчитываться, где и какая у меня есть недвижимость. Я только могу вам сказать, что если вы хотите узнать, откуда я заработал деньги, то посмотрите на список моих публикаций в интернете. Одно дело, если скромный батюшка трудится в приходе, как я, когда в Литве служил. У меня был деревенский приход, и жил я в церковном доме в очень скудной обстановке, но с тех пор прошло много времени. Мне 57 лет. Я много чего сделал за эти годы. Я получал гонорары, сейчас получаю с разных изданий на разных языках.

— Я видел на вашем канале богословские видео, где вы говорите про Иуду. Из них очевидно, что вы обращаетесь к Георгию. Разве это этично?

— Я обращаюсь не к нему, а ко всей аудитории, которая меня слышит. Но я вам скажу, почему я произношу проповеди и как я их произношу. Есть такая поговорка: «У кого что болит, тот о том и говорит». Каждая проповедь, которую я произношу, является результатом чего-то, что я пережил или переживаю, и это находит отражение в моих проповедях. Некоторые могут себя узнать в таких проповедях. Очень многие ко мне подходят и говорят: «Вот это вы проповедь сказали прямо обо мне». Я не обращался ни к нему, ни к этой женщине. Я просто пережил какую-то историю и прочувствовал вот этот образ, но из этого совершенно ну надо делать вывод, что я имею в виду его.

— Ну, откровенно говоря, сложно его там не увидеть. По крайней мере мне, так как я знаю историю.

— Да, но если вы сделаете его историю публичной, то все увидят, конечно. Но я все-таки думаю, что… Я вам честно скажу, если эта история выйдет в том виде, в котором он ее вам рассказал, то это просто добавит новые уголовные статьи к тем, по которым он уже проходит. Потому что он проходит не только по краже. Там было еще, например, использование поддельного документа. Не рассказывал он вам такую историю?

— Рассказывал. Он говорил, что использовал поддельные права, но также говорил, что их ему оформили вы.

— Я ему не оформлял поддельные права, но ответственность за использование поддельного документа несет тот, кто предоставляет его в официальные органы (дословная цитата — прим. ред.). А если это будет опубликовано в таком виде, как вы мне пересказали, то будет еще иск о клевете, и будет новая уголовная статья. Именно поэтому я не очень хотел отвечать на все эти вопросы.