Преступления будущего. 5 новых эпизодов сериала «Черное зеркало»: в каком порядке их смотреть
Комментарий · Культура

Преступления будущего

5 новых эпизодов сериала «Черное зеркало»: в каком порядке их смотреть

Катя Степная, специально для «Новой газеты Европа»

Кадр из эпизода «За гранью моря» сериала «Черное зеркало». Скриншот

Netflix выпустил новый сезон антиутопического сериала «Черное зеркало» Чарльза Брукнера. В пяти новых сериях — пять не связанных между собой историй из альтернативного мира апокалиптических событий и всемогущих технологий. Зрители и критики сошлись на том, что шоураннер Брукнер остается верен себе: в «Черном зеркале» снова отражаются опасения цифрового поколения. Главные темы нового сезона — кибербезопасность, тотальная прозрачность, политическая реакция и тирания информации. Кинокритик Катя Степная рассказывает, как сериал Чарльза Брукнера продолжает осмыслять страхи нашего времени, и субъективно располагает пять эпизодов от худшего к лучшему.

Эпизод 3: За гранью моря

Астронавты в космосе и их реплики на Земле — в Америке конца 60-х

Двое космонавтов — Клифф и Дэвид (Аарон Пол и Джош Хартнетт) — находятся в 6-летней миссии в космосе наедине друг с другом. У каждого на Земле осталась семья, и супружеские обязанности в них исполняют репликанты, точно копированные с тел космонавтов. Первая семья живет в Калифорнии, вторая — в американской глубинке. Чтобы время от времени путешествовать на Землю, каждый космонавт использует индивидуальный ключ на груди: попадает в привычную обстановку, занимается домашними делами и социально функционирует в теле репликанта, но по будильнику обязан садиться в кресло-портал и отключаться от земной жизни. Это прорывная экспериментальная программа NASA, и участие в ней — честь для любого американца. Но трагедия в одной из семей приводит космонавтов к решению на время поменяться телами.

В 3 эпизоде легко угадать сразу несколько классических научно-фантастических сценариев: «Без лица», «Аватар», «Солярис» и «Бегущий по лезвию» приходят на ум первыми. «За гранью моря» исследует тему космического одиночества и сверхмиссии, ради которой всегда приносятся жертвы, — и в первую очередь это близкие героев. Главная тема эпизода — депривация и отчуждение от собственной жизни, превращающие людей в невольных наблюдателей своей судьбы. Никакой дивный новый мир не застрахует человека от семейной беды, никакое правительство не предусмотрит депрессию жены из-за постоянной брошенности.

Полет в космос — понятная метафора вечно отсутствующих мужей, которые завоевывают мир на далекой орбите, пока их жены и дети остаются наедине с демонами настоящего.

Эпизод 4: Мэйзи Дэй

Отчаявшаяся папарацци охотится на молодую звезду в рехабе

Кадр из эпизода «Мэйзи Дэй» сериала «Черное зеркало». Скриншот

На дворе — середина нулевых: легендарная прищепка iPod Shuffle, цифровые зеркальные фотоаппараты, R’n’B-хиты и только зародившаяся мода на кофе с собой. Молодая девушка Бо (Зэзи Битз) зарабатывает гроши как папарацци: охотится за знаменитостями в мотелях и на порогах клубов, а потом продает снимки за несколько сотен долларов. Окружение грубых и бесчувственных коллег вызывает у Бо брезгливость, но аренда сама себя не заплатит — так что девушка соглашается на последнее задание. Ей необходимо выследить молодую кинозвезду Мэйзи Дэй, которая исчезла с радаров на две недели, и добыть ее свежие снимки за баснословные 30 тысяч долларов. За сутки она находит след актрисы, переживающей нервный срыв.

«Ты ни в чем не виновата, ты просто делала свою работу», — папарацци повторяют эту мантру, когда их фотографии доводят селебрити до разводов, нервных срывов и самоубийств. «Мэйзи Дэй» показывает, что проблема с приватностью данных существовала задолго до взломанных смартфонов, а желтая пресса всегда нарушала личное пространство живых людей и не брала на себя ответственность. Есть пачка наличных — и есть оправдание. А еще есть люди, всегда готовые отправиться за сенсацией по следам человека на пределе. Скандалы о звездах будут продаваться до тех пор, пока люди предпочитают глазеть на чужие проблемы вместо того, чтобы решать свои. Наступит ли время, когда подглядывание перестанет быть нашим главным человеческим интересом?

Эпизод 1: Джоан ужасна

Заурядная американка неожиданно для себя становится героиней вирального телесериала

Кадр из эпизода «Джоан ужасна» сериала «Черное зеркало». Скриншот

Джоан — обычный менеджер в американской IT-компании: она хорошо зарабатывает, живет в дорогом доме и обручена с милым парнем, которого не любит. Втайне она тоскует по бывшему, с которым пережила нервный страстный роман. В конце трудного дня она садится с женихом на диван, включает стриминг Streamberry (остроумно скопированный с Netflix, который и выпускает «Черное зеркало») и находит там телепроект «Джоан ужасна», а в первой серии — все события своего прошедшего дня. Только вместо Джоан на экране — Сальма Хайек с такой же прической и в таком же костюме. Теперь ошибки, недостатки и дурные поступки Джоан за прошедшие 24 часа могут увидеть все зрители Streamberry.

«Какая-то мутная эта Джоан», — шутит ее жених, но через несколько минут ему уже будет не до смеха: их вялые отношения и постоянное вранье окажутся на экране.

Когда о ChatGPT говорят из каждого утюга, а медиакомпании работают над автоматическим производством развлечений, «Джоан ужасна» кажется не антиутопией, а сбывшимся настоящим. В эпизоде иронизируют над привычками медиапотребления: от метавселенных и пользовательских соглашений до океана посредственного контента и подслушивающих приложений. Сальма Хайек играет самую смешную роль в своей карьере — актрисы, на беду одолжившей стримингу своего аватара. На фоне долгосрочной стачки голливудских сценаристов «Джоан ужасна» выглядит пророчески: на что пойдет индустрия, чтобы обеспечивать зрителей бесперебойной лентой контента? Нужны ли нам оригинальные идеи авторов или мы предпочтем подключиться к сгенерированному потоку банальностей о себе и своих знакомых? И стали бы мы вести себя иначе с близкими, начальниками и подчиненными, если бы понимали, что каждое наше слово и действие может войти в разоблачающее телешоу о нас?

Эпизод 5: Демон 79

Индийская девушка в английской провинции пытается предотвратить конец света

Кадр из эпизода «Демон 79» сериала «Черное зеркало». Скриншот

Скромная и неконфликтная Нида (замечательная Анджана Васан) работает консультанткой в универмаге в отделе обуви и наблюдает, как британское общество проживает правый поворот. Местный политик набирает сторонников через ксенофобские лозунги, а окружение Ниды начинает дразнить ее за происхождение: от внешнего вида до привычки обедать индийским бирьяни. Ее отдушина — музыкальные хит-парады по телевизору, а особенно — красиво танцующий нарядный солист Boney M. Кто бы мог подумать, что именно Ниде предстоит спасти человечество. Потусторонние силы предлагают девушке загадочную сделку. Предстоит уничтожить троих злодеев, с виду — добропорядочных англичан.

Эпизод Тодда Хейнса погружает нас в тэтчеровскую Британию, которую режиссер отлично помнит со времен своей юности. Дискриминация и гомофобия, обыватели, прячущиеся за правыми лозунгами, царство телевизора и поп-хитов, и тысячи мигрантов и их детей, которые десятилетиями чувствовали себя людьми второго сорта. 

Если китаянка из прачечной во «Всё, везде и сразу» может стать супергероиней, почему бы индианке из обувного отдела не остановить конец света?

Анджана Васан потрясающе играет героиню нескольких жанров одновременно: мелодрамы, ретро-фантастики, хоррора и сатирического памфлета. Ироничная и наглая интерпретация Страшного Суда в духе подростковых комиксов, мастерски ограненная большим режиссером.

Эпизод 2: Лох-Генри

Пара начинающих режиссеров находят адский архив на VHS

Кадр из эпизода «Лох-Генри» сериала «Черное зеркало». Скриншот

Молодой парень вместе со своей девушкой приезжает домой к матери в живописное пустынное местечко в Шотландии: когда-то в Лох-Генри было много туристов, но теперь за городком закрепилась дурная слава. Край тихо загибается, и парень, начинающий режиссер, вместе с однокурсницей-американкой планирует снять фильм-эссе о местном защитнике природы. Но узнав историю маньяка и десятка кровавых убийств в Лох-Генри, девушка уговаривает бойфренда пойти по следам давних преступлений. Один нюанс — отец главного героя был полицейским и сам пострадал от выстрела маньяка. Вдохновившись успешными детективами, начинающие кинематографисты пытаются разговорить местных жителей и найти свидетельства преступлений, упущенные следствием.

Леденящий эпизод, напоминающий лучшие работы М. Найт Шьямалана, поставил режиссер Сэм Миллер, снявший несколько серий культового «Лютера» и дерзкий сериал «Я могу уничтожить тебя». В «Лох-Генри» он работает в традициях подросткового хоррора и криминальной документалистики: последние несколько лет документальные сериалы о маньяках и криминальные подкасты бьют рекорды популярности. Главная роль в эпизоде — у пленки VHS, на которой часто зафиксированы многие наши воспоминания. Миллер осмысляет, как мы воспринимаем насилие, смотрим на него и участвуем в нём, и исследует природу неиссякаемого человеческого любопытства, направленного на страшные истории. Возможно ли, что истории о насилии над другими необходимы нам как допинг, пока мы не переживем животный ужас в собственной жизни?